Табл. 1 Динамика Индекса потребительских настроений (ИПН) и его компонент
|
Дек. 2013 |
Авг. 2014 |
Сен. 2014 |
Окт. 2014 |
Ноя. 2014 |
Дек. 2014 |
Индекс потребительских настроений (ИПН) |
102 |
104 |
97 |
96 |
96 |
84 |
Индекс текущего состояния (ИТС) |
102 |
105 |
96 |
96 |
96 |
88 |
Индекс ожиданий (ИО) |
102 |
104 |
97 |
97 |
96 |
81 |
С точки зрения потребительских настроений нынешний декабрь оказался худшим за всю историю наблюдений (с середины 90-х годов). После осенней неопределенности, когда на протяжении стрех месяцев потребительские настроения не менялись, в декабре индекс потребительских настроений (ИПН) рухнул на 13% (см. Рис. 1 и Табл. 1). Напомним, что традиционно декабрь – это «время покупать». Сезонному декабрьскому всплеску потребительской активности способствуют выплаты дополнительных доходов по итогам года и стремление сделать новогодние подарки родным, близким и себе любимым. В нынешнем декабре вместо хотя бы сезонного роста произошло существенное снижение показателя.
В нынешнем году все те так. Многие журналисты и эксперты говорят об ажиотаже на потребительском рынке, возникшем в результате стремительного обесценения рубля. К сегодняшней ситуации как никогда подходит определение «пир во время чумы». Во-первых, ажиотаж далеко не такой массовый, как бывало в прошлые периоды обесценения валюты (см. 1998 год, 2008 год). Сейчас стремятся «превратить деньги в товар» только наиболее обеспеченные граждане. А напомним, что в нашей стране сбережения есть только у примерно трети семей. Остальные уже сейчас стараются экономить. Во-вторых, этот возросший спрос только-только спасет розничную торговлю от накопившихся запасов и позволит компенсировать накопившиеся с начала года убытки. Поэтому разговоры про то, что «все бросились покупать» очень на руку рознице – еще один способ убедить потребителя оставить деньги в магазине.
В будущее все российские потребители смотрят с давно невиданным пессимизмом. Индекс потребительских настроений сейчас находится на уровне начала 2009 года. Особенно плохо люди оценивают финансовые возможности своих семей как сейчас, так и в ближайший год – как минимум треть домохозяйств говорят о нарастающих материальных трудностях и опасаются дальнейшего ухудшения в ближайший год.
Оценки ситуации на рынке товаров длительного пользования чуть лучше, сейчас они балансируют на грани равенства положительных и отрицательных мнений (как это было весной 2010 года). А еще месяц назад, в ноябре 2014г. баланс был положительный: 28% говорили о том, что сейчас хорошее время для покупок и лишь 16% называли его плохим.
Такая динамика потребительских настроений означает, что в ближайшие месяцы российские семьи будут все более воздерживаться от покупок. И только после разворота отрицательного тренда потребительских настроений можно будет говорить о возможности улучшения ситуации. Пока же ожидания потребителей так же плохи, как они были в кризис 2008 года, и еще не был виден этот «разворот».
Поздравляем с Новым годом и желаем, чтобы он оказался лучше, чем это видится сейчас!
Марина Красильникова,
руководитель отдела изучения доходов и потребления Левада-Центра
Подробнее об ИПН см. здесь