Пресс-выпуски

Повседневное потребление россиян

23-27 января 2009года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Статистическая погрешность данных не превышает 3%.

Действительно ли значительная часть россиян в последнее время пересматривает свои «потребительские привычки»? Какие изменения отмечают семьи в характере своего повседневного потребления семей (в покупках продуктов, других предметов первой необходимости и пр.)?

В ходе данного опроса мы попытались исследовать эти вопросы.

Рисунок 1. “МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО ВЫ (ЧЛЕНЫ ВАШЕЙ СЕМЬИ) В ПОСЛЕДНИЕ 2-3 МЕСЯЦА СТАРАЕТЕСЬ ПОКУПАТЬ БОЛЕЕ ДЕШЕВЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, ЧЕМ ПОКУПАЛИ РАНЕЕ?” Указана доля (в %) от числа всех опрошенных

Оказалось, что доля тех, кто ответил «определенно, да» на вопрос “МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО ВЫ (ЧЛЕНЫ ВАШЕЙ СЕМЬИ) В ПОСЛЕДНИЕ 2-3 МЕСЯЦА СТАРАЕТЕСЬ ПОКУПАТЬ БОЛЕЕ ДЕШЕВЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, ЧЕМ ПОКУПАЛИ РАНЕЕ?” составляет 29%. Таким образом, существенная доля опрошенных в последнее время пересматривает свои «потребительские привычки» при покупках продуктов питания и предметов первой необходимости. И переход на более «дешевые» продукты питания и предметы первой необходимости – это, чаще всего, вынужденная мера, связанная со снижением покупательных возможностей семей (здесь могут вносить свой вклад и снижение денежных доходов, и рост цен на продукты питания и на другие товары/услуги).

Переход на более «дешевые» продукты питания для большинства – это отнюдь не отказ от излишеств и чрезмерностей, а урезание и так весьма скромного потребления: если сравнивать семьи с разным достатком, то чаще переход на более «дешевые» продукты питания и предметы первой необходимости случался именно среди менее обеспеченных семей. Если взять семьи с низкими доходами, то в этой группе 43% опрошенных вынуждены в последнее время отказываться от «привычных» продуктов питания и предметов первой необходимости, которые ранее могли себе позволить, и покупать более «дешевые» (см. рис.2). Среди семей с высокими доходами – 13% сообщили, что в последние 2-3 месяца стараются покупать более «дешевые» продукты питания и предметы первой необходимости.

Рисунок 2

* указана доля в % от числа опрошенных в каждой группе

Причем среди жителей средних (от 100 до 500 тыс.чел.) и малых городов (до 100 тыс.чел.) и особенно жителей сельской местности больше доля тех, кто пересматривал за последние месяцы свои «потребительские привычки» и старался покупать более дешевые продукты питания. Жители крупных городов (численностью 500 тыс.чел. и более) сообщали об этом реже (см. рис.2). (Возможно, в крупных городах дополнительный смягчающий эффект оказывает более развитый розничный рынок).

Хотя значительная доля респондентов пересматривает свои потребительские привычки (напомним, что 29% опрошенных в последние 2-3 месяца в основном стараются покупать более “дешевые” продукты питания и предметы первой необходимости). Но гораздо важнее вопрос о том, как в целом изменилось повседневное потребление российских семей (питание, потребление предметов первой необходимости, лекарств, поездки на транспорте и т.п.), и, особенно, какова доля тех, кто ощутил значительное ухудшение в этой сфере. По результатам проведенного опроса 10% от числа всех опрошенных сообщили, что за последние 2-3 месяца значительно ухудшилось их повседневное потребление. (См. рис.3)

Среди тех, кто отмечает значительное ухудшение своего повседневного потребления, 85% сообщали, что вынуждены перейти на более «дешевые» продукты питания (по сравнению, с тем, что они могли позволить себе раньше).

Рис. 3 ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ ХАРАКТЕР ПОВСЕДНЕВНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ПИТАНИЕ, ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, ЛЕКАРСТВ, ПОЕЗДКИ НА ТРАНСПОРТЕ И Т,П,) ВАШЕЙ СЕМЬИ В ПОСЛЕДНИЕ 2-3 МЕСЯЦА, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК ИМЕННО? Указана доля (в %) от числа всех опрошенных

О значительном ухудшении своих повседневных потребительских возможностей чаще сообщали респонденты из семей с низкими доходами (среди таких семей значительные ухудшения ощутили 19%). Например, среди семей со средними доходами значительные ухудшения ощутили 13% по группе, среди семей с высокими доходами – не более 5% по группе. (см. рис.4)

Значительное ухудшение повседневного потребления для ряда семей, не в последнюю очередь, связано с потерей заработков (в связи с увольнениями, невыплатами, сокращениями зарплат) и невозможностью «восстановить» семейные доходы: среди тех семей, где повседневное потребление ухудшилось в последнее время, чаще, чем в других семьях, случались ситуации потери работы, сокращения зарплаты.

Общий накопленный эффект роста цен на основные товары/услуги и снижения семейных доходов сказался более на повседневной жизни жителей средних и малых городов (в этих городах 12% и 14% респондентов соответственно сообщили, что повседневное потребление их семей в последние 2-3 месяца значительно ухудшилось) (см. рис.4).

Рис. 4

Об ожиданиях: Среди тех, кто уже ощутил какие-либо ухудшения/ограничения в своем повседневном потреблении, ожидания весьма пессимистичны и в отношении ближайших месяцев (по их мнению, потребление их семей вряд ли изменится в лучшую сторону) (см. рис.5). Особенно такие настроения характерны среди тех, кто в последние 2-3 месяца уже столкнулся со «значительным» ухудшением повседневного потребления: они ожидают в ближайшие 2-3 месяца дальнейшего «значительного» ухудшения — 56% или «некоторого» ухудшения – 24%. Вероятно такие ожидания в этих группах связаны с опасениями, что ситуация с личными доходами и ростом цен будет лишь усугубляться.

Рис.5 Ожидания по различным группам

Наталья БОНДАРЕНКО, научный сотрудник отдела изучения доходов и потребления

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):