18 февраля 2009 года Левада-Центр и Фонд «Общественный вердикт» представили результаты всероссийского социологического исследования «Информированность российских граждан о деятельности правоохранительных органов». Публикуем презентацию выступления Борис Дубина, руководителя отдела социально-политических исследований Левада-Центра.
Основные выводы исследования
1. Три четверти опрошенных отождествляют правоохранительные органы с милицией, две пятых – с прокуратурой и судом, треть — с ФСБ. Иными словами, для населения России характерно представление об органах правоохраны прежде всего как о силовых, репрессивных структурах. Можно предполагать, что такие представления восходят в советскому времени.
2. Правовая культура граждан России достаточно низкая, она слабо институционализирована: к ее распространению и укреплению почти не подключены школа, СМИ, публичная сфера. У большинства населения при нарушении их прав нет навыков обращения в общественные организации, к компетентным специалистам. Респонденты в этих обстоятельствах не столько проявляют свои знания о правоохранительных органах, сколько сообщают о жизненных проблемах и неправовых ситуациях, с которыми сталкиваются, и выказывают общую неудовлетворенность работой властей.
3. Преобладающая часть опрошенных полагают, что достаточно хорошо осведомлены о полномочиях милиции, судебных органов, прокуратуры, в меньшей степени – ФСБ. Относительно Конституционного суда, Следственного комитета и др. среди опрошенных преобладает незнание. При этом большая часть опрошенных не заинтересована в получении дополнительной информации о работе даже «ближайших» к ним местных органов милиции. Реально контактируют с этими ближайшими милицейскими службами лишь несколько процентов населения.
4. Работой местных органов милиции довольна примерно половина населения, другая половина этой работой не удовлетворена. Более того, преобладающая часть правонарушений связана для населения именно с самими правоохранительными органами и с неэффективностью работы милиционеров, милицейских отделений.
5. Милиции вынужденно (за неимением альтернатив) доверяют по преимуществу социально слабые группы населения, периферийные демографические группы в более социально-замкнутых типах поселения, в наибольшей степени зависящие от государства (или градообразующего государственного предприятия) как системы попечения и поддержки, а таковы большинство россиян. Более обеспеченные, активные, молодые и образованные респонденты, составляющие меньшинство, чаще относятся к милиционерам с опаской и несколько чаще рассчитывают на органы возможного контроля над милицией (правозащитные организации, Следственный комитет при прокуратуре).
6. Однако подгруппы тех, кто более информирован о своих правах и о полномочиях правоохранительных органов и кто при этом заинтересован в обращении к ним и рассчитывает на решение своих проблем, в количественном отношении настолько малы, что возможности более глубокого анализа этих подгрупп, дифференцированного по социально-демографическим и социокультурным признакам, весьма ограничены. Применительно к ним речь может идти сейчас не столько о точных и надежных данных, сколько о некоторых наблюдаемых сегодня тенденциях. Для оценки стоящих за ними факторов, реальной силы и устойчивости данных тенденций необходимы более детализированные исследования, ориентированные на данную целевую аудиторию.
Смотрите также ранее опубликованные материалы:
Отношение населения к реформе милиции, 19.03.2008
Ко дню милиции, 09.11.2007