12-15 декабря 2008 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов на некоторые вопросы этого исследования приводятся в процентах вместе с данными предыдущих опросов в процентах от общего числа опрошенных.* Статистическая погрешность не превышает 3%.
Наблюдаемые изменения в экономике, а также ожидания относительно ближайшего года, не могли не внести определенные изменения и в потребительские планы россиян. А именно изучение потребительских планов дает наиболее общее представление, о том как формируется и будет в ближайшее время формироваться спрос в различных сегментах потребительского рынка. Что же происходит с потребительскими планами, а в данном случае речь идет не о планах повседневных («обычных») трат россиян, а о тех расходах, которые принято считать «крупными расходами» или «крупными покупками».
В конце ноября в ходе общероссийского опроса, репрезентирующего взрослое городское и сельское население России, мы уточняли у респондентов, какие планы по крупным приобретениям/расходам они строили еще летом на конец этого года, и смогут лисмогли они реализовать эти планы сейчас. Причем среди «крупных» приобретений/расходов рассматривались, в частности, покупка мебели или бытовой техники, покупка автомобиля, приобретение жилья, расходы на обучение в платных учебных заведениях, расходы на платные медуслуги (например, операция), расходы на турпоездку или отдых за рубежом (см. табл.1). Оказалось, что еще несколько месяцев назад около половины опрошенных планировали на конец этого года или первую половину следующего года какие-либо из крупных расходов. Чаще всего планировали покупки мебели/бытовой техники — 32% опрошенных. А вот, например, приобретение автомобиля было в планах у 13% опрошенных, жилья – у 7% опрошенных, расходы на обучение в платных учебных заведениях – у 10% опрошенных.
Но на конец ноября сохранили планы крупных приобретений/расходов менее половины, задумавших какие-либо крупные расходы/приобретения. И, если посмотреть по отдельным товарным группам/видам расходов (см. табл.1), то доля отказов оказалась выше по планам приобретения автомобиля (около 70% среди тех, кто ранее имел планы приобретения, отказался от этих намерений), а также по планам приобретения жилья (около 75% среди тех, кто ранее имел планы приобретения, отказался от этих намерений).
И основной причиной сворачивания потребительских планов, отказа потребителей от «своей мечты», стал не расчет на то, что цены на эти товары/услуги будут снижаться, а недостаток имеющихся денежных средств (иными словами, неплатежеспособность потребителей) (см. Табл.1).
«Недостаток средств», о котором респонденты, обусловлен несколькими факторами. Прежде всего, сократились возможности взять «дешевый» (то есть, приемлемый по условиям возврата и процентной ставке) кредит. И это ярко это проявилось в масштабах отказов от планов покупки автомобиля или жилья (отметим, что согласно докризисной статистике, что значительная часть новых автомобилей в России покупалась в кредит).
Таблица 1.
Планировали ли Вы, Ваша семья этим летом сделать какие-либо из (перечисленных в таблице) крупных расходов или покупок в конце этого года или в первой половине следующего года? Если да, то сохраняете ли Вы в настоящее время эти планы приобретения или Вам придется (пришлось) отказаться, решили отложить эту покупку? Указана доля (в %) от числа опрошенных по столбцу.
Доля (в %) тех, кто… |
МЕБЕЛИ/ |
АВТОМОБИЛЯ |
ЖИЛЬЯ |
ОБУЧЕНИЯ |
ПЛАТНЫХ |
ТУРПОЕЗДКИ, |
не имели планов |
68 |
87 |
92 |
90 |
92 |
88 |
сохранили планы |
15 |
4 |
2 |
6 |
5 |
6 |
пришлось отказаться |
16 |
9 |
6 |
2 |
4 |
6 |
в том числе отказались |
||||||
из-за недостатка средств |
12 |
8 |
5 |
2 |
3 |
5 |
ожидая что будет дешевле |
4 |
1 |
1 |
<1 |
1 |
1 |
затруднились с ответом/ |
2 |
1 |
<1 |
1 |
<1 |
<1 |
N=1800
Действительно, оценивая нынешние условия, большинство опрошенных считает, что сейчас «не время» брать потребительские кредиты, 67% опрошенных в ходе данного исследования считает, что «в нынешних условиях лучше не брать деньги в долг, кредит для крупных покупок» (см. Рис.1).
Рисунок 1.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕЙЧАС ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ КРУПНЫХ ПОКУПОК В КРЕДИТ, В ДОЛГ, ИЛИ В НЫНЕШНИХ УСЛОВИЯХ ЛУЧШЕ НЕ БРАТЬ В ДОЛГ, КРЕДИТ ДЛЯ ТАКИХ ЦЕЛЕЙ; ИЛИ НИ ТО И НИ ДРУГОЕ? (общероссийский опрос, указана доля в % от числа опрошенных, N=1800)
Другой фактор, который также оказывает влияние на потребительские планы по крупным приобретениям/покупкам, – это личные доходы людей, их платежеспособность. Кризис уже затронул часть работающего населения, их семьи, когда люди сталкиваются с невыплатами зарплат, с сокращениями рабочих мест, переводом на неполную рабочую неделю. В целом к декабрю (по сравнению с сентябрем) почти в полтора раза выросла доля семей, которые сообщили, что их материальное положение ухудшилось (см. табл.2). Но, помимо факта снижения личных доходов, также немаловажное влияние на принятие решения о покупке или отказе от покупки оказывают ожидания людей относительно будущих доходов, заработков. А ожидания людей весьма скромные, по сравнению с сентябрем в декабре выросла (с 10% до 23%) доля тех, кто считает, что в следующем году их материальное положение ухудшится.
Таблица 2.
|
Время проведения опроса |
||
мар.08 |
сен.08 |
дек.08 |
|
КАК ИЗМЕНИЛОСЬ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД? |
|||
скорее, улучшилось |
28 |
25 |
18 |
осталось без изменения |
55 |
53 |
47 |
скорее, ухудшилось |
17 |
21 |
32 |
затрудняюсь ответить |
1 |
2 |
2 |
КАК, ПО-ВАШЕМУ, ИЗМЕНИТСЯ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ В БЛИЖАЙШИЙ ГОД? |
|||
скорее, улучшится |
29 |
26 |
16 |
останется без изменения |
49 |
51 |
43 |
скорее, ухудшится |
7 |
10 |
23 |
затрудняюсь ответить |
15 |
12 |
18 |
* По данным общероссийских опросов, N=1500
Следует отметить, что, по оценкам потребителей, перелом тенденций в сторону ухудшения условий для крупных приобретений/расходов произошел в конце октября — ноябре. Это очевидно по изменениям общих оценок людей относительно того, хорошее или плохое время для крупных покупок: за последние месяцы увеличилась доля негативных оценок и снизилась доля позитивных оценок. (см. Рис.2.)
Рисунок 2.
Если говорить о крупных покупках для дома (таких, как мебель, холодильник, бытовая электроника, телевизор), то, как вы считаете, сейчас в целом хорошее; не хорошее, но и не плохое; или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?
* По данным общероссийских опросов, N=1500
И тем не менее 32% опрошенных россиян сообщили, что потратились в последние 1-2 месяца или собираются потратиться в ближайшие в декабре-январе на какие-либо крупные покупки/приобретения, в том числе 19% опрошенных — на приобретение мебели/бытовой техники, 4% — на покупку автомобиля, 4% — на туристическую поездку (см. табл.3)
Таблица 3.
НА ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО ВЫ (ВАША СЕМЬЯ) ПОТРАТИЛИСЬ В ПОСЛЕДНИЕ 1-2 МЕСЯЦА ИЛИ СОБИРАЕТЕСЬ ПОТРАТИТЬСЯ В БЛИЖАЙШИЕ 1-2 МЕСЯЦА? Указана доля (в %) от числа опрошенных.
Мебель, бытовая техника |
19 |
Автомобиль |
4 |
Жилье |
3 |
Обучение в платных учебных заведениях |
6 |
Платные медицинские услуги (операция, страховка) |
5 |
Туристическая поездка, отдых за рубежом |
4 |
* по данным общероссийского опроса, N=1800
Надежды сохранить объемы продаж, например, на рынке бытовой техники/мебели или рынке автомобилей, или на рынке туристических услуг за счет активности тех потребителей, которые имеют (имели) накопления, но ранее не планировали серьезные покупки/расходы, а под влиянием ситуации сейчас решились на такие покупки, скорее всего, не оправдались (по крайней мере, по товарам/услугам массового спроса). Так, по данным общероссийского опроса, среди тех, кто в последние 1-2 месяца приобретали или собираются в ближайшее время приобрести бытовую технику, оказалась незначительной доля людей, которые приняли «спонтанные», ранее не планируемые, решения об таких покупках: один из десяти (или 11%). (рис.3). Похожая ситуация наблюдается и в отношение других видов товаров/услуг (например, покупки автомобиля, приобретения жилья, приобретения турпоездки).
Рисунок 3.
Планировали эти приобретения бытовой техники, мебели ранее, или вы решили это только в последние 1-2 месяца. Указана доля в % от тех, кто приобретал ли в последние 1-2 месяца или собирается приобрести в ближайшие 1-2 месяца что-либо из бытовой техники, мебели.
* по данным общероссийского опроса, N=1800
Таким образом, поведение потребителей можно охарактеризовать как осторожное, выжидательное: многие среди тех, кто еще недавно планировал крупные покупки/приобретения, пока их отложили. В течение последних 1-2 месяцев в большинстве случаев не было панических желаний потратить накопленное, только, чтобы не потерять, не было и чрезмерно завышенного спроса на крупные приобретения. А если будут ухудшаться финансовые условия, а также ситуация на рынке труда, если будет оставаться общая неопределенность, то наиболее вероятно в ближайшие месяцы снижение потребительских настроений, сворачивание потребительских планов.
Наталья БОНДАРЕНКО, научный сотрудник отдела изучения доходов и потребления
* Напоминаем, что исследовательский коллектив Левада-Центра до 2003 года составлял ВЦИОМ. Подробнее об истории центра.