Пресс-выпуски

Опасения финансового кризиса

18-22 июля 2008 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян. Распределение ответов на один из вопросов этого исследования приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными аналогичных опросов, проведенных в июле 2003-2007 годов

Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.

ВОЗМОЖНО ЛИ В РОССИИ В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ГОДА ПОВТОРЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 1998 ГОДА?

Вариант ответа

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Определенно да/Скорее да

47

44

56

52

47

36

50

Скорее нет/ Определенно нет

32

36

29

31

38

43

35

Затрудняюсь ответить

21

20

15

18

15

21

16

Александр Голов, эксперт Левада-Центра:

Прошло уже десять лет с момента финансового кризиса в августе 1998 года. Связанные с ним тревожные ожидания понемногу рассеивались. В июле прошлого года, впервые за ряд лет, на вопрос о возможности повторения подобного кризиса в ближайшем году, россияне чаще отвечали «нет» — 43%, чем «да» — 36%. Но за прошедший год опасения финансового кризиса значительно возросли. На тот же вопрос, сейчас отвечают «нет» 35%, «да» — 50%. Еще два месяца назад оптимистические настроения преобладали. На вопрос «ВОЗМОЖНО ЛИ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, В РОССИИ В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШИХ 2-3 ЛЕТ ПОВТОРЕНИЕ КРИЗИСА 1998 ГОДА?» в мае ответили «нет» 40%, «да» — 36% (опрос 16-19 мая 2008, выборка та же). Перелом массовых настроений произошел в последние два месяца. Его непосредственная причина достаточно очевидна – резкий рост цен, особенно цен на продукты питания, на хлеб. Приведенные ниже таблицы показывают, что во всех основных социально-демографических группах населения преобладает мнение о возможности повторения в России в течение ближайшего года финансового кризиса 1998 года.

Наталья Бондаренко, научный сотрудник Левада-Центра:

Такие события, как августовский кризис 1998 года, порождают устойчивые фобии в массовом сознании, то есть страх остается надолго. Эти фобии могут в дальнейшем усваиваться в общих ожиданиях, ощущении неустойчивости-нестабильности и  тревожности массового сознания. И это влияет на коридор планирования. Сейчас, как и несколько лет назад российские семьи строят прогнозы относительно того, что может ожидать их семью, максимум, на один год вперед. Традиционно более высокая тревожность отмечается в определенных социально-демографических группах: среди людей старших возрастов, особенно пенсионеров, жителей малых городов и сел.  

Нынешние показатели говорят о том, что в целом в массовом сознании сохраняется высокая тревожность и недостаточная степень доверия к действиям властей. Но, если сравнить, как люди оценивали вероятность повторения кризиса в 2008 году и несколько лет назад то, например, заметно примерно одинаковое распределение оценок населением вероятности кризиса и в 2008, и в 2006 годах.

2006 год можно назвать относительно стабильным. И хотя ощущения тревожности тогда были сильные, но на реальное поведение (в частности, на потребительское поведение) семей это сказывалось опосредовано – именно в этот год респонденты отмечали улучшение материального положения фоне роста реальных доходов, рост своих потре6ительских возможностей и растущие ожидания относительно своего материального положения и потребительских планов на ближайшие месяцы.  

Таким образом, хотя в сознании россиян и остаются нотки тревожности, однако происходит проработка прошлого опыта, совмещение его с недавними событиями, и, соответственно, коррекция ожиданий людей и их планов. В июле 2008 года у большинства россиян наибольшую тревогу вызывала не возможность внезапного повторения кризиса, а постоянно и постепенно усиливающийся рост цен на основные потребительские товары, особенно за последний год. Именно растущие инфляционные ожидания формируют текущее и будущее поведение россиян, в первую очередь, потребительское.

по строке

18-22 июля 08

определенно да,
скорее да

скорее нет,
определенно нет

затруднились
ответить

ПОЛ

мужчины

50

37

14

женщины

50

32

18

ВОЗРАСТ

18-24 года

47

28

25

25-39

48

37

15

40-54

53

38

10

55 и старше

50

31

19

ОБРАЗОВАНИЕ

высшее

51

38

11

среднее

49

35

15

ниже среднего

49

30

21

ТИП ПОСЕЛЕНИЯ

Москва

48

32

20

более 500 тыс.

44

40

17

от 100 до 500 тыс.

46

34

20

города до 100 тыс.

55

34

11

село

52

31

18

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Северо-Западный

44

40

16

Центральный

46

39

16

Южный

55

29

16

Поволжский

49

39

11

Уральский

47

30

23

Сибирский

51

25

23

Дальневосточный

67

21

12

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СТАТУС

не хватает на продукты

52

24

24

хватает только на продукты

49

33

18

хватает на продукты и одежду

52

34

15

хватает на ТДП

44

42

13

СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ

верхняя часть среднего слоя

49

48

3

средняя часть среднего слоя

49

38

14

нижняя часть среднего слоя

51

32

17

низший слой

50

26

24

РОД ЗАНЯТИЙ

независимый предприниматель

45

44

11

руководитель, управленческий работник

47

51

2

специалист без руководящих функций

50

34

16

военнослужащий, МВД, прокуратура

53

44

3

служащий без специального образования

57

30

13

рабочий , в т.ч. в сельском хозяйстве

54

31

15

учащийся, студент

33

40

27

пенсионер по возрасту

43

34

23

пенсионер по инвалидности

59

31

11

домохозяйка

42

41

17

безработный, временно нетрудоустроен

55

31

15

 

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):