Материал «Демократия в России, опубликованный на сайте Центра 30 января 2008 года, содержит обобщенные данные, характеризующие отношение населения России к демократии, восприятие проблем демократии российским общественным сознанием. На мой взгляд, эти данные, сами по себе достаточно красноречивы, нуждаются в более подробных комментариях. В особенности это касается социально-экономических прав, т.к. именно обеспечение таких жизненных аспектов, как высокий уровень жизни (60%), социальная справедливость (39%), государственная политика по защите неимущих (16%) — именно перечисленные пункты в сумме занимают в глазах россиян преимущественное положение среди признаков наличия демократии по сравнению с соблюдением политических прав и свобод (44%) и, тем более, с соблюдением прав и интересов национальных и иных меньшинств (6%). Последний аспект демократии наиболее часто упоминают имущие граждане, полагающие, что наилучшим образом защитить социально-демократические права способны независимые общественные организации и движения. Для этих респондентов также характерно считать, что Церковь и религиозные организации оказывают на государственную политику в нашей стране ровно такое влияние, какое должно быть, и что Россия действительно стала полноправным членом «восьмерки» наиболее влиятельных мировых держав. Интересно, что меньше половины тех, кто полагают, что независимые организации способны обеспечить защиту социально-экономических прав (5%), считают, что именно эти организации и должны, согласно устройству демократического общества, обеспечивать такую защиту (11%). Большинство избравших эту позицию (59%), как и большинство населения в целом (68%), возлагает ответственность за защиту социально-экономических прав на государственную власть в лице президента и правительства. В 86% анкет госвласть выступает единолично, а в большинстве случаев одновременно упоминаются другие инстанции, чаще прочих (31%) законодательные органы.
В этом взгляде большинства россиян отражается вера в декларативно провозглашенное в Конституции устройство России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство обязано реализовывать принципы справедливого распределения выгод и тягот развития общества, социальной поддержки и взаимопомощи, осуществлять такую стратегию экономических реформ, которая обеспечит достойное существование всем его гражданам и общественное согласие в стране (президент же является гарантом Конституции), так вместе с тем, здесь дается и реальная оценка роли правительства, которое совместно с законодательной властью на практике регулирует вопросы, относящиеся к сфере социально-экономических прав: (трудовых, жилищных, права на социальное обеспечение и социальные льготы, на социальное страхование и т.д.), вопросы оплаты труда; возмещения вреда, причиненного здоровью работников на производстве; трудового договора (контракта), приема и увольнения; рабочего времени и времени отдыха; труда женщин; трудовой дисциплины; труда молодежи и т.д. Однако в решающей степени в этом представлении выражаются пережитки социалистических воззрений на государство как решающий фактор общественной жизни, традиционное для России патерналистское отношение к власти.
Между тем, способность защитить эти права признают за государством только 49% опрошенных. Такое расхождение между должным и сущим отмечено и по отношению ко всем остальным инстанциям, упоминаемым в вопросе о защите социально-экономических прав. Особенно ущербны в данном плане президент и правительство (должны защищать – 68%, способны – 49%), законодательная власть (36% и 19%). В стране 26% людей, полагающих, что государство ДОЛЖНО защищать их социально-экономические права, но не отмечают президента и правительство как инстанцию, СПОСОБНУЮ это сделать. В этой категории людей наиболее часто можно встретить тех, у кого доходы сильно отстают от прожиточного минимума.
Способность защитить социально-экономические права за независимыми организациями признают 11%, но только половина из них уверены, что именно такие организации должны обеспечивать эти права в демократическом обществе.
Никого из перечисленных не считают способными защитить их социально-экономические права 4% респондентов. Чаще это представители демократических электоратов, проживающие в среднего размера городах. Они как раз менее склонны полагаться на государство и с меньшим, чем в среднем, одобрением и доверием относятся к Путину, к правительству, к губернаторам. Они реже других верят, что правительство и президент способны обеспечить равенство всех граждан перед законом.
Альтернативные варианты защиты своих прав выдвигают изоляционистски настроенные индивиды. Они собираются голосовать за Зюганова, веря в то, что он может победить во втором туре, хотя и убеждены, что, в конечном счете, результат решат власти. На их взгляд, граждане России совершенно не могут контролировать деятельность государственных органов (78% в группе респондентов респондентов-«альтернативщиков» при 39% в среднем по населению; чаще ответ «совершенно не могут» дают представители низших социальных слоев). Соблюдению политических прав и свобод они отдают гораздо меньшее предпочтение (34%), чем высокому жизненному уровню (70%).
Называя альтернативных защитников, люди, вместе с тем, как правило, не верят в их способность осуществить защиту.
Равенство всех граждан перед законом занимает с 44% третье место в ряду важнейших признаков демократии. Правительство и президент и в этом вопросе занимают первое место в перечне тех, кто способен обеспечить это равенство (так считают 43% опрошенных). Здесь альтернативные по отношению к предлагаемому списку варианты предлагают 5%. По большей части это тот же контенгент, который выступал с альтернативами и в вопросе о социально-экономической защите.