13-16 апреля 2007 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в возрасте от 18 лет и старше в 128 населенных пунктах 46 регионов страны.
Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.
СКОЛЬКО ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ НЕОБХОДИМО СЕЙЧАС РОССИИ?
|
2001 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
одна сильная правящая партия |
34 |
34 |
38 |
32 |
30 |
две или три большие партии |
41 |
44 |
39 |
42 |
46 |
много относительно небольших партий |
4 |
6 |
4 |
5 |
7 |
политические партии нам вообще не нужны |
8 |
6 |
7 |
7 |
6 |
затруднились ответить |
13 |
10 |
12 |
14 |
13 |
Мнения о поправках в закон о выборах, ограничивающих численность членов партии, необходимую для ее регистрации и формального признания. 29% опрошенных считают, что поправки, внесенные в 2004 году в закон о политических партиях, касающиеся увеличения членов политической партии, нарушают конституционные права граждан на объединения в политические партии, 31% — с ними не согласны и не рассматривают эти изменения в законе как нарушения гражданских прав. 41% опрошенных – затруднились с ответом в силу своей не информированности или незначимости для них этих вопросов. Такое распределения мнений по стране свидетельствует о том, что в общественном мнении эти вопросы слабо артикулированы, что в обществе нет устойчивых представлений о том, какова должна быть минимальная численность партии, необходимая для ее регистрации, что у людей слишком мало информации относительно этих вопросов организации политической жизни в стране, что подобные вопросы не получили достаточно полного освещения в общественных дискуссиях, в прессе, на телевидении и т.п. Фактически это означает, что-либо большую часть населения эти проблемы мало волнуют, либо что они малопонятны людям, то есть воспринимаются как слишком отвлеченные вопросы, не связанные с повседневными заботами.
Анализ ответов респондентов, принадлежащих к разным социальным и демографическим категориям населения, показывает, что эти проблемы волнуют прежде всего более образованные слои и группы, более заинтересованные ходом политических событий и процессов, происходящих в стране, соответственно, более информированными о них. Именно в этих группах российского общества отмечается преобладание мнений о том, что упомянутые поправки в закон о численности членов политических партий, необходимой для регистрации последних, представляют собой нарушение конституционных прав граждан. Так, среди руководителей организаций разного уровня мнение о том, что поправки являются нарушением конституционных прав, разделяют 46% (противоположных взглядов придерживаются 29%), среди предпринимателей – 37% (против 23%), среди студентов аналогичные ответы дали 40% и 26%, соответственно; среди служащих – 31 и 29%. Напротив, среди военнослужащих, работников милиции, рабочих, а также домохозяек мнения о том, что поправки 2004 года в закон о партиях представляют собой нарушение конституционных прав граждан, разделяют меньшинство, соответственно: 23% и 40%, 28 и 33%, 25 и 27%.
В Москве, где население более политизировано и ангажировано, где удельный вес людей с высшим образованием самый высокий в стране, распределение этих мнений выглядит следующим образом: 49% (против 19% и 32% затруднившихся с ответом) считают принятые поправки нарушением конституционных прав граждан. На другом полюсе этой социальной шкалы, в селе или малых городах, распределение противоположных мнений носит обратный характер: там большая часть опрошенных в принятии этих поправок не видит какого-либо ущемления гражданских прав.
Отношение к закону о численности членов партий, необходимых для регистрации партии, зависит от уровня образования, включенности человека в политические события, его информированности, широты социального кругозора. Чем выше социальные и культурные ресурсы опрашиваемого, тем выше вероятности получить его негативное мнение о принятых поправках в закон о партиях. И, наоборот, чем менее образован респондент, чем дальше от находится от центров политической жизни, тем с большим равнодушием он воспринимает эти изменения, тем менее значимы для него эти вопросы, но, одновременно, с тем большей готовностью он склонен одобрить и принять все, что делают представители законодательной власти и правительство страны.
На предстоящих в декабре выборах весьма велика вероятность различных злоупотреблений. Только 8% полагают, что не будет никаких процедурных нарушений и фальсификаций). Основная масса опрошенных полагает, что наиболее вероятными злоупотреблениями могут быть следующие (18% респондентов затруднились сказать, будут или нет подобные злоупотребления или назвать их):
СТОЛКНЕМСЯ ЛИ МЫ НА ПРЕДСТОЯЩИХ В ДЕКАБРЕ ЭТОГО ГОДА ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИИ СО СЛЕДУЮЩИМИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯМИ?
подтасовка результатов выборов местными, региональными избирательными комиссиями |
39 |
подкуп избирателей со стороны власти |
33 |
подкуп избирателей со стороны оппозиции |
30 |
исключение из предвыборных списков партий кандидатов, неугодных властям |
26 |
предоставление «Единой России» и другим «партиям власти» тех или иных преимуществ при проведении избирательной кампании |
26 |
отстранение от выборов партий, неугодных властям |
26 |
подтасовка результатов выборов Центризбиркомом |
23 |
не будет никаких злоупотреблений |
8 |
затруднились ответить |
18 |
НАСКОЛЬКО СЕРЬЕЗНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ ОКАЖУТ ЭТИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ?
очень серьезное/довольно серьезное |
49 |
не очень серьезное/не окажут практически никакого влияния |
23 |
затруднились ответить |
3 |
СМОЖЕТ ЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПОДГОТОВКОЙ И ХОДОМ ВЫБОРОВ СО СТОРОНЫ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПАРТИЙ, ЖУРНАЛИСТОВ, ИНОСТРАННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО УМЕНЬШИТЬ ЭТИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ?
да |
32 |
нет |
33 |
затруднились ответить |
9 |
УЧИТЫВАЯ ВСЕ СКАЗАННОЕ ВЫШЕ, БУДУТ ЛИ ПРЕДСТОЯЩИЕ В ДЕКАБРЕ ЭТОГО ГОДА ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ВЫРАЖАТЬ ВОЛЮ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ?
Определенно да/скорее да |
40 |
Скорее нет/определенно нет |
45 |
Затруднились ответить |
15 |
БУДЕТЕ ЛИ ВЫ СЧИТАТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ, ОБРАЗОВАННУЮ НА ЭТИХ ВЫБОРАХ, ЗАКОННЫМ И ПОЛНОПРАВНЫМ ОРГАНОМ ВЛАСТИ?
Определенно да/скорее да |
48 |
Скорее нет/определенно нет |
32 |
Затруднились ответить |
20 |
Исходя из этого, почти половина опрошенных (49%) считает, что эти нарушения и фальсификации окажут серьезное влияние на окончательные итоги голосования (23% — что нарушения будут иметь незначительный эффект или не окажут практически какого-либо влияния на итоги выборов). Мнения опрошенных относительно того, может ли общественный контроль за подготовкой и ходом выборов со стороны политических партий, журналистов, общественных организаций, иностранных наблюдателей уменьшить риск и масштабы этих злоупотреблений, разделить практически на равные части: 44%) считает, что они не будут иметь существенного влияния, 43% полагают, что эффект от них будет весьма значительным (12% затруднились сказать что-то определенное). 40% полагают, что предстоящие выборы в Госдуму, проведенные таким образом, все равно будут выражать реальную волю населения РФ, 45% с ними не согласны и, по меньшей мере, сомневаются в легитимности этих выборов (в том числе – 13% думают, что подобные нарушения ведут к тому, что такого рода выборы никак не отражают волю населения России).
Тем не менее, парадоксальным образом, опрошенные готовы считать так избранный состав депутатов ГД законным и полноправным органом власти (48%, 32% – нет и 20% затрудняются ответить на этот вопрос).
|
ПОДДЕРЖАЛИ БЫ ВЫ ИЛИ НЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЛИКВИДИРОВАТЬ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЯХ ГРАФУ «ПРОТИВ ВСЕХ"? |
СЛЕДУЕТ ЛИ ВЕРНУТЬ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ НА ВЫБОРАХ ВСЕХ УРОВНЕЙ ГРАФУ «ПРОТИВ ВСЕХ"? |
|
2004 |
2007 |
Определенно да/скорее да |
18 |
65 |
Скорее нет/определенно нет |
60 |
25 |
Затруднились ответить |
22 |
10 |