22-25 декабря 2006 года Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3,4%.
НА СКОЛЬКО ПРОЦЕНТОВ, В СРЕДНЕМ, ВЫРОСЛИ С НАЧАЛА ЭТОГО ГОДА ЦЕНЫ НА ТЕ ПРОДУКТЫ, ВЕЩИ, УСЛУГИ, В КОТОРЫХ НУЖДАЕТЕСЬ ВЫ, ВАША СЕМЬЯ?
Средняя оценка роста цен |
25 |
Максимальная оценка |
250 |
Минимальная оценка |
1,5 |
Затруднились ответить, в % от числа опрошенных |
23 |
Только одна шестая часть россиян считает, что цены на нужные им продукты, вещи, услуги выросли на 10% или того меньше. Если судить по среднеарифметическому значению полученных оценок, то рост потребительских цен составил за прошедший год 25% (модальное значение – 20%). Примерно каждый третий россиянин назвал цифру меньшую 20%, столько же – большую, а каждый шестой – ровно 20%.
Но это в целом и в среднем. У разных категорий россиян разные запросы, потребности и, соответственно цены на необходимые им товары выросли неравномерно. О сравнительно умеренном росте цен говорят люди в возрасте до 40 лет, москвичи, материально обеспеченные россияне («хватает на ТДП»), лица с высоким социальным положением. Для этих категорий россиян рост цен чаще был меньше 20%. А для людей в возрасте старше 40 лет, для тех, кто находится внизу «социальной лестницы» и для самых бедных россиян («не хватает на продукты») – чаще больше 20%.
|
Меньше чем на 20 процентов |
На 20 процентов |
Больше чем на 20 процентов |
Затруднились ответить |
% к числу опрошенных |
30 |
17 |
30 |
23 |
ПОЛ |
||||
мужской |
33 |
17 |
28 |
21 |
женский |
28 |
18 |
31 |
23 |
ВОЗРАСТ |
||||
18-24 года |
44 |
11 |
17 |
29 |
25-39 |
32 |
16 |
25 |
27 |
40-54 |
27 |
21 |
34 |
18 |
55 и старше |
25 |
19 |
35 |
21 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
||||
высшее |
40 |
15 |
25 |
20 |
среднее |
26 |
19 |
33 |
23 |
ниже среднего |
32 |
16 |
27 |
24 |
РАЗМЕР НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА |
||||
Москва |
45 |
20 |
15 |
20 |
более 500 тыс. |
29 |
15 |
30 |
26 |
от 100 до 500 тыс. |
28 |
15 |
30 |
27 |
города до 100 тыс. |
31 |
19 |
32 |
16 |
село |
28 |
19 |
30 |
23 |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
||||
Северо-Западный |
25 |
13 |
42 |
20 |
Центральный |
34 |
20 |
23 |
22 |
Южный |
23 |
18 |
33 |
24 |
Поволжский |
29 |
17 |
26 |
28 |
Уральский |
33 |
15 |
33 |
19 |
Сибирский |
32 |
19 |
33 |
16 |
Дальневосточный |
32 |
11 |
32 |
24 |
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СТАТУС |
||||
не хватает на продукты |
17 |
18 |
44 |
21 |
хватает только на продукты |
30 |
19 |
29 |
22 |
хватает на продукты и одежду |
31 |
17 |
28 |
24 |
хватает на ТДП |
39 |
16 |
25 |
20 |
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС |
||||
верхняя часть среднего слоя |
38 |
17 |
19 |
19 |
средняя часть среднего слоя |
33 |
15 |
29 |
23 |
нижняя часть среднего слоя |
30 |
18 |
28 |
23 |
низший слой |
25 |
20 |
35 |
21 |