Я ковырялся на продуктовой полке магазина «Рамстор», когда мне позвонил брат и сказал, что началась третья мировая война. В прямом эфире. Это было 11 сентября 2001 г. У нас уже был опыт праздного созерцания войны в октябре 1993-го, когда один ироничный чиновник предложил поставить столики на Новоарбатском мосту — чтобы насладиться живописным зрелищем. А тут можно было приникнуть к телевизору — и это было не фантастическое кино про нашествие инопланетян. Хотя очень похоже. Часть населения, наверное, торопливо сбегала на кухню за пивом и сухариками… Очень интересно — почти как топовый футбольный матч.
Телевизор заставляет нас путать правду и правдоподобие. И потому иные, например, не поверили в то, что Усама бен Ладен был действительно уничтожен. (Как многие в арабском мире — респонденты Pew Global — сегодня не верят, что террористы 9/11 были арабами.) В мировом театре мы видим только постановку и выдуманную драматургию. Странно для нации, пережившей сразу несколько драм образца 9/11 — взрывы домов, Дубровку, Беслан.
Отсутствие общего дела, ощущения общей для всех власти и общей страны, привычка отделять себя от картинки, не видеть себя в ней породили равнодушие и беспамятство, удивительно высокую адаптивность к общенациональным драмам. И уж тем более мы не замечаем своего прямого участия в мировых драмах и в продолжении третьей мировой. Мы считаем, что мировые драмы касаются только Америки, а к ней мы относимся плохо. Мы здесь ни при чем. У нас островок стабильности. К нам не придут террористы, они придут к ним — потому что не любят мирового жандарма.
Наше сочувствие жертвам 9/11 упало за 10 лет, прошедших с самого впечатляющего теракта в истории, на 7 процентных пунктов — с 45 до 38% (данные «Левада-центра»). Градус нашего возмущения снизился на 14% — с 34 до 20%. За 10 лет в выборку попали люди, живущие исключительно внутри себя, — 2% ничего не слышали о трагедии 11 сентября. В стране вечно затрудняющихся с ответом респондентов на смену 1% опрошенных, не определившихся с отношением к теракту в 2001-м, пришли 5% не разобравшихся в своих чувствах и 10% не испытывающих «особых» чувств при виде падающих небоскребов и осыпающихся людей. Всего числом 2752 человека… Читать целиком на сайте газеты