Треть россиян поддерживают оппозиционные «марши мира», выяснили социологи Левада-Центра. Неизменность уровня поддержки идей участников маршей за время с начала украинского кризиса говорит о сохранении заметной доли тех, кто поддерживает принцип свободы собраний и массовых акций, считает политолог.
По данным нового соцопроса Левада-Центра, почти треть россиян (29%) поддерживают «марши мира» – проходящие в стране массовые акции протеста против вмешательства России по внутренние дела Украины. «Определенно поддерживают» демонстрации 6%, «скорее поддерживают» – 23%. По сравнению с мартовским опросом на ту же тему, проведенным после референдума о статусе Крыма, эта цифра почти не изменилась. Тогда акции протеста поддерживали 28%.
Не поддерживают «марши мира» почти половина опрошенных (49%): 27% ответили, что «скорее не поддерживают», 22% – что «совершенно не поддерживают». Противников акций протеста в сравнении с мартом стало на 5 п.п. меньше – тогда отрицательно высказались о маршах 54% россиян. В то же время больше стало затруднившихся ответить на вопрос социологов. Если в марте со своей точной зрения не определились 18%, то сейчас таких стало около четверти (23%) опрошенных.
Поддержка третью опрошенных «маршей мира» не говорит о том, что они реально готовы протестовать, указывает замдиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин. «Ядро протестных акций – это те, кто отвечают на вопрос о поддержке «определенно да»», – отмечает социолог.
Готовность участвовать в массовых акциях против российского вмешательства в дела Украины выразили почти в два раза меньше людей, чем в целом поддерживающих протесты. Если бы в ближайшее время в городе или районе респондентов прошли «марши мира», то пришли бы на них 12%. В марте таковых было 13%. Не стали бы сейчас участвовать в протестах 79%, и это на 3% больше, чем в марте (тогда отрицательно высказывались 76%).
Готовность участвовать в протестах больше других выразила возрастная группа 25–39-летних (15,8%), а активнее других не поддерживает акции протеста против участия в делах Украины молодежь в возрасте 18–24 года (56,2%). В образовательных группах готовы участвовать в протестных акциях респонденты с высшим образованием (13,6%).
Данные опроса показывают не число тех, кто симпатизирует идее «маршей мира», а тех, кто в принципе поддерживает право части общества проводить подобные мероприятия, говорит политолог Татьяна Становая. Однако использованная формулировка вопроса с использованием фразы «вмешательство во внутренние дела» несет для респондентов негативную коннотацию, поэтому приведенного опроса пока недостаточно для того, чтобы суть о степени реальной поддержки идей «марша мира». «Скорее можно говорить о сохранении заметной доли тех, кто поддерживает принцип свободы собраний и массовых акций», – считает Становая. Влияние марша может быть двояким, поскольку он может, с одной стороны, подтолкнуть власти к принятию новых запретительных законов и усилению пропаганды, а с другой стороны, акция может показать населению, что у кремлевской точки зрения есть альтернатива, даже если она становится объектом жесткой критики, заключает она.
Согласованная на 50 тыс. участников демонстрация «Марш мира» прошла в Москве 21 сентября (а также в нескольких других крупных городах). Члены Общественной палаты перед проведением акции выступили с осуждением его участников. Они заявили, что «Марш мира» на самом деле является «маршем предателей», а его участники выполняют политический заказ США. «Пусть организаторы проводят этот марш в Киеве, войну ведут украинские власти, и обращаться надо именно к ним. Россия же делает все возможное для наступления мира на Украине», – заявил замсекретаря Общественной палаты Сергей Орджоникидзе.
Опрос проводился 19–22 сентября 2014 года по выборке 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Статпогрешность не превышает 3,4%.