В среду «Левада-центр» опубликовал данные опроса россиян о причинах крушения «Боинга» Malaysian Airlines: более 80% опрошенных винит в гибели авиалайнера украинских силовиков. 46% уверены, что авиалайнер был сбит зенитно-ракетным комплексом украинской армии, 36% считают, что его сбил самолет украинской армии. 6% думают, что это сделали российские военные и 3% винят в катастрофе донбасских ополченцев. 16% затруднились ответить. Социолог «Левада-центра» Денис Волков объясняет Slon, откуда взялись такие цифры и есть ли способ противостоять телевизионной пропаганде.
Надо понимать, что это обусловлено общим пониманием ситуации: «Боинг» был сбит не в информационном вакууме, а в рамках той истории, которую нам рассказывают с марта. Также наши опросы показывают, что сначала недоверия к тому, как российское ТВ освещает ситуацию на Украине, было больше, но потом оно ушло. Раньше четверть россиян не доверяли телевизионным новостям об Украине, а сейчас всего одна пятая. Я думаю, это объясняется тем, что российское ТВ начало работать по-другому: изменился формат новостей, каналы перешли к усиленной обработке населения – отовсюду только Украина, Украина, Украина. Очень сложно конкурировать с версией, если она льется отовсюду и других массовых и доступных источников, которыми люди пользуются каждый день, нет.
Чтобы люди воспринимали и другую версию событий, нужны влиятельные СМИ в интернете, но у меня большие подозрения, что они не появятся. Мы видим, что сейчас независимые СМИ в интернете имеют очень мало влияния, и большой удар по этой когорте был нанесен с разгромом «Ленты», которая имела, по нашим опросам, чуть ли не пятую часть аудитории в Москве. У «РБК» это 10%, у сайта газеты «Ведомости» – 3%, а у сайта условного «Радио Свобода» – 2%. Мы видим, что какую-то альтернативную точку зрения можно протолкнуть или вести дискуссию, пока ТВ не взялось за эту тему. Как с делом о «Кировлесе» – до определенного момента доминировала версия, которую задавали интернет-СМИ, но как только российское ТВ берется за тему, все катится в тартарары.
Просто ресурсы несопоставимы: половина россиян кроме телевизора вообще ниоткуда не получает новости. При этом альтернативную повестку получают люди, которые целенаправленно читают независимые СМИ, а не просто новости в интернете. Эти люди способны противостоять даже массовой пропаганде. А рядовой читатель даже в интернете получает ту же самую телевизионную повестку. Он читает агрегаторы новостей, где все разрозненно, и эти обрывки информации хорошо вписываются в его картину дня».