При этом действия активистов на юго-востоке Украины по захвату административных зданий с требованиями автономии российские граждане поддерживают. Более того, считают они, Москва должна активно поддерживать в этих регионах пророссийски настроенные силы (59%), оказывать дипломатическую (89%) и экономическую (70%) помощь. Благосклонно относятся наши сограждане даже к участию российских добровольцев в противостоянии в Донецкой и Луганской областях (61%), однако большинство (56%) выступает против прямого ввода войск на территорию соседнего государства.
Одновременно все больше россиян считают, что украинский юго-восток в будущем должен стать независимым государством – за месяц число приверженцев этой точки зрения выросло с 25% до 36%. Еще 26% уверены, что в политической перспективе мятежные области все-таки должны стать частью России (в апреле – 35%), а 17% считают, что они должны оставаться частью Украины, но получить больше независимости от Киева.
«Люди готовы оказывать поддержку юго-восточным регионам Украины, однако стали более осторожно относиться к возможности военного вмешательства или присоединения», – комментирует «НИ» итоги социологического исследования замдиректора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин. По его словам, это связано с несколькими обстоятельствами. «С одной стороны, сама ситуация долго длится и постепенно теряет остроту для россиян. А с другой стороны, сама политика российского руководства демонстрирует сдержанность. И люди прислушиваются к тем настроениям, которые передаются им от власти – в первую очередь при помощи государственных СМИ», – отметил он.
Политолог Андрей Пионтковский в свою очередь считает, что изменение в настроениях россиян связано не только с позицией провластных СМИ, но и с возобладанием более взвешенного подхода. «Достаточно было не только пропаганды, но и здравых рассуждений об экономическом потенциале этих областей, и не только у власти, но и энтузиастов наступило некое отрезвление. Потому что одно дело – Новороссия как пласт черноморского побережья от Ростова до Приднестровья, а другое дело – два депрессионных региона. И этот опрос показывает, что происходит возвращение к реальности», – сказал эксперт.