Публикации в прессе

Социолог Лев Гудков – об Играх-аттракционе

5 февраля Левада-центр обнародует результаты социологического исследования об отношении россиян к Олимпиаде в Сочи. Результаты этого опроса свидетельствуют о двойственности российского массового сознания: многие респонденты недовольны проведением Игр из-за коррупции и неразумной траты средств, которые лучше было бы, по их мнению, потратить на другие нужды. Но при этом подавляющее большинство опрошенных расстроится, если команды России не окажется в числе победителей соревнований.

Об итогах исследования рассказал директор Левада-центра Лев Гудков:

– Отношение россиян к Олимпиаде довольно далеко от единодушного энтузиазма и восторга, которые демонстрирует наше телевидение. С одной стороны, значительная часть россиян рассматривает всю эту дорогостоящую и помпезную затею как своего рода королевский балет, как саморекламу авторитарного режима, стремящегося возродить характерный для Советского Союза большой стиль государственного ампира. Но, с другой стороны, – так или иначе, деньги уже потрачены, и часть россиян надеется, что хоть какая-то польза от этого будет.

Только 23 процента опрошенных считают, что проведение зимней Олимпиады – почетно и важно для такой большой страны, как Россия, что это помогает развитию отечественного спорта и сплочению нации. 17 процентов считают, что эта общественная кампания работает в основном на улучшение имиджа личного Владимира Путина и политического руководства страны. 15 процентов считают, что Олимпиада даст стимул для развития курорта Сочи и привлечения туристов. Но самая большая группа респондентов – 38 процентов – убеждены в том, что главная причина, по которой российские чиновники так настойчиво пробивают возможность проведения Игр именно в Сочи, что Игры – в поиске удачного повода для «распила» и освоения огромных денег из госбюджета. На вопрос, почему Россия потратила на Олимпиаду больше, чем другие страны, 47 процентов опрошенных отвечают: потому что значительная часть средств расхищена и растранжирена теми, кто организовывал проведение Игр. 34 процента связывают это обстоятельство с алчностью и недобросовестностью компаний, которые допущены с благословения руководства страны к проведению Игр, еще 19 процентов – с плохим управлением и менеджментом при реализации крупных государственных проектов. Лишь 14-15 процентов попытались оправдать завышенные расходы сложностью рельефа в Сочи или применением новых технологий для строительства современных спортивных объектов.

– Что больше всего раздражает россиян в связи с Олимпиадой в Сочи: коррупция, перерасход средств, экологическая проблематика, нарушения прав человека, пропагандистская кампания, связанная с Играми?

– Коррупция хронически присутствует при любом разговоре о политике и высшем руководстве нашей страны. Главным образом, раздражает, конечно, коррупция. Тем не менее, все равно люди будут Олимпиаду смотреть: 20 процентов – все трансляции без исключения, еще около 50 процентов – отдельные передачи. При этом большинство рассматривает Игры не столько как возможность получить удовольствие от выступления лучших спортсменов мира, а как геополитическую игру для утверждения национального престижа России. Самое главное для большинства: чтобы россияне оказались в тройке сильнейших команд в командном зачете, на это надеется 85 процентов респондентов.

– Получается, что если Россия не попадает в «тройку», нацию постигнет  разочарование?

– Именно так. Поражение расценивается как ущерб национальному авторитету, национальному престижу. В принципе, Олимпиада воспринимается не как чисто спортивное мероприятие, а как геополитические состязания.

– Вы спрашивали, какой процент россиян хочет своими глазами увидеть Игры в Сочи?

– Нет, мы не задавали такого вопроса, поскольку не увидели в нем смысла. Поездка в Сочи для большинства россиян слишком дорога. Кроме того, всем известно про запретительные меры, связанные с такой поездкой.

– То есть получается: Игры за забором? Россияне ждут успеха для того, чтобы потешить национальную гордость, но тем не менее, себя как часть этого предприятия не ощущают?

– Совершенно точно. Ну, в принципе, раз решение о проведении Игр уже руководством страны принято, то 53 процента его одобряют, 26 процентов – осуждают. Однако на будущее: большинство респондентов не хочет, чтобы в России повторялись такие дорогостоящие предприятия.

– Их вряд ли кто об этом спросит, поскольку уже запланирован Кубок мира по футболу в 2018 году, а он потребует от страны не меньших затрат и организационных усилий. Отношение к Олимпиаде высветило для вас какие-то новые черты российского национального характера?

– Нет, пожалуй. Это такая смесь: государственного интереса к Играм и личного равнодушия. Прежде всего Игры воспринимаются как телевизионное развлечение.

– В целом у вас есть ощущение, что Олимпиады – важное событие в жизни людей?

– Нет. Однако массовое сознание очень сильно зависит от характера информационной подачи события в средствах массовой информации, и люди в конце концов замечают Олимпиаду, как приближающийся грандиозный государственный аттракцион, и будут Игры смотреть. Но, в общем, сама по себе Олимпиада сильно их не захватывает: на фоне нарастающей тревоги перед возможным кризисом такого рода затратные мероприятия большого восторга не вызывают.

– Но хотя бы авторитет Путина Игры как-то повысят?

– Не думаю. Может быть, чуть-чуть и ненадолго. Все-таки информация о злоупотреблениях и коррупции довольно сильно распространилась в обществе, и люди полагают, что подобные деньги надо было тратить на более осмысленные нужды, – рассказывает социолог Лев Гудков.

Оригинал

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):