Потребительские настроения опустились до двухлетнего минимума
Индекс потребительских настроений
76 п. Ноябрь 2013 года
-3 п. К октябрю 2013 года
Отношение населения к крупным покупкам
89 п. Ноябрь 2013 года
+5 п. К октябрю 2013 года
Комментарий эксперта
Марина Красильникова Руководитель отдела изучения доходов и потребления исследовательской компании «Левада-центр», Москва; кандидат экономических наук
Ухудшение потребительских настроений продолжается. Особенно значительно усилился пессимизм потребителей при оценках будущего развития событий. В отличие от оценки текущей ситуации (ИТС), которая в ноябре изменилась мало, Индекс Ожиданий (ИО) за месяц потерял сразу 5%.
Нарастание пессимизма в отношении будущего связано, прежде всего, со значительным снижением ожиданий перспектив личного материального положения семей. Доля опрошенных, надеющихся на то, что материальное положение их семей через год будет лучше, сократилось с 17% в октябре до 11 % в ноябре. Напротив, процент опасающихся ухудшения материального благосостояния вырос с 15% до 20%. Опасения личного плана подкрепляются и ухудшением оценок развития экономики страны в ближайший год. В итоге перспективная составляющая индекса потребительских настроений опустилась до уровня начала лета 2009 года.
Менее значительное снижение индекса текущего состояния объясняется улучшением в ноябре оценок ситуации на потребительском рынке. Но это скорее расчетный эффект – ноябрьских рост показателей целесообразности покупок товаров длительного пользования лишь компенсировал (причем не полностью) октябрьское падение. Кроме того, уже начинает сказываться приближающийся праздничный период покупок, который носит сезонный характер.
В целом ноябрьское снижение потребительских настроений является серьезным предостережением о неблагоприятной динамике потребительских настроении в ближайшем будущем.