Большинство участников социологического опроса, проведенного среди жителей Великого Новгорода, Старой Руссы и нескольких деревень Новгородской области, считают, что НАТО угрожает безопасности России. 1400 респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, в частности «есть ли у России враги?», «согласны ли вы с утверждением, что НАТО — партнер России?», «из каких источников вы получаете информацию о НАТО?» Помимо прочего опрашиваемым предлагалось указать, в каких, по их мнению, областях сотрудничество России и Североатлантического альянса может быть наиболее плодотворным.
Экономический кризис и наркотрафик опаснее НАТО
Александр Жуковский, директор Ситуационного центра «Новогород — Мудрый», подготовившего по итогам опроса аналитический отчет «Россияне о НАТО», указывает на тот факт, что по таким показателям, как демографическая ситуация, уровень образованности и политические предпочтения жители новгородской области наиболее точно отражают положение дел по России в целом. Поэтому в качестве «пилотного» региона для проведения этого исследования и была выбрана Новгородчина, пояснил Жуковский.
Выяснилось, что две трети респондентов не считают НАТО партнером России. Положительно к сотрудничеству с Альянсом относится лишь каждый седьмой из участников опроса. В то же время около 90 процентов опрошенных одобряют сотрудничество России и НАТО в борьбе с международным терроризмом и пиратством, более 70 процентов поддерживают взаимодействие в уничтожении устаревшего оружия.
Среди внешних угроз России новгородцы отметили прежде всего международный терроризм, США и экономический кризис. НАТО, в этом списке занимает лишь 13-е место, пропустив вперед Китай, Ближний Восток и наркотрафик.
Ненависть к «другим« как тренд третьего срока Путина
Итогам социсследования об отношении россиян к НАТО был посвящен семинар, проведенный в пятницу, 29 ноября, в Новгородском государственном университете. Его участники обсудили также результаты регулярных опросов проводимых «Левада-Центром» в 45 регионах России.
В опросных листах также есть пункты относительно внешних угроз для России и главных врагов страны. В свою очередь эксперт «Левада-Центра» Татьяна Ворожейкина отмечает, что 78 процентов россиян убеждены, что у России есть внешние враги. Причем наибольшее количество таких людей — 85 процентов — отмечено в Москве. В сельской местности внешней угрозы опасаются на 12 процентов меньше опрошенных. Главными врагами страны россияне традиционно назвали США, «чеченских боевиков», НАТО и «политические силы Запада».
Татьяна Ворожейкина считает, что большую роль в формировании негативного отношения к Западу в целом и к НАТО в частности играют телеканалы, контролируемые российскими властями. «Наши средства массовой информации активно пропагандируют враждебность к мигрантам, гомосексуалам, «белоленточным» оппозиционерам. То есть ко всем, кто отличается от большинства», — подчеркивает Ворожейкина. По ее словам, с возвращением Владимира Путина в Кремль усилилась тенденция винить во всех российских бедах Запад, который якобы инспирирует деятельность оппозиции и пытается морально разложить Россию. И поскольку НАТО для многих россиян является наиболее полным воплощением Запада, то, по мнению эксперта «Левада-Центра», из этого следует и негативное отношение к Альянсу.
Говорить не о «врагах«, а о вызова
В семинаре участвовала и директор Германского Фонда Маршалла Констанце Штельценмюллер (Constanze Stelzenm?ller). Она привела некоторые внешнеполитические оценки жителей западных стран. По ее данным, деятельность НАТО положительно оценивают 58 процентов граждан ЕС и 56 процентов граждан США. Что же касается симпатий к России, то в Соединенных Штатах с 2011 по 2013 годы этот показатель снизился с 48 до 43 процентов. В Германии уровень симпатии к России упал еще больше — с 48 до 32 процентов.
В разговоре с корреспондентом DW Констанце Штельценмюллер отметила, что в данном случае речь идет не об отношении к самой стране или ее гражданам, а лишь к происходящим в ней процессам. «Разумеется, дела Ходорковского, Магнитского или группы Pussy Riot очень сильно повлияли на результаты рейтинга об отношении к России», — пояснила директор Германского Фонда Маршалла.
Штельценмюллер также подчеркнула, что в опросах, составляемых западными социологами, отсутствует термин «враг». Речь ведь идет лишь об угрозах или вызовах тому или иному государству. «Я бы посоветовала российским экспертам, проводящим опросы, воздерживаться от слова «враги», которое способствует формированию отрицательного отношения к странам Запада», — заключает Констанце Штельценмюллер.