17 октября Конгресс одобрил компромиссный вариант законопроекта по бюджету и повышению лимита госдолга. Эта новость была радостно встречена как журналистами, так и политологами, не говоря уже о служащих федеральных учреждений.
Эксперты продолжают дискутировать о том, как оценить достигнутую в последний момент договоренность: как заслугу президента Обамы или как дань конгрессменов здравому смыслу. Дальнейшая задержка с утверждением госбюджета и повышения потолка госдолга неминуемо привела бы к дефолту и, по мнению экономистов, – к непредсказуемым последствиям на мировых рынках.
Как воспринималась эта угроза в России? Оказывается, российским экспертам она вплоть до победного разрешения особых опасений не внушала. Об этом недвусмысленно заявил глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев, слова которого в комментарии для «Голоса Америки» подтвердил финансовый омбудсмен Павел Медведев.
Обнаруживается и другое любопытное обстоятельство: по оценкам социологов, россияне вообще не слишком интересуются политикой США за вычетом таких проблем, как «список Магнитского или запрет иностранного усыновления. Что же касается угрозы дефолта в США, то она вызывает скорее злорадство, чем сочувствие. «А как вы думали, мы должны относиться к стране, которую нас столько десятилетий учили ненавидеть? – спросил корреспондента Русской службы «Голоса Америки» преподаватель журфака МГУ, говоривший на условиях анонимности. – Простые смертные сейчас думают: «Ага, и у них бывает плохо».
Соцопросы
Данные соцопросов, проведенные до начала финансовых прений в Конгрессе и призванные выяснить отношение россиян к США, свидетельствуют о существовании в России антиамериканских настроений. По данным октябрьского опроса агентства «Социальные сети», около 50% сообщений в блогах за последнее время утверждают возможность возобновления «холодной войны», причем три четверти блогеров убеждены, виноваты в этом будут американские политики.
Похожие результаты – правда, чуть более ранние – представлены на сайте Левада Центра. Судя по ним, количество отрицательных и положительных отзывов россиян о действиях США в последнее время примерно совпадает, однако есть тенденция «к охлаждению».
Эту информацию в интервью «Голосу Америки» подтвердил директор «Левада-центра» Лев Гудков, пообещавший, что результаты следующего опроса на аналогичную тему в ближайшее время появятся на сайте организации.
Евгения Кузнецова: Лев Дмитриевич, по вашим данным, отслеживали ли россияне ход переговоров Обамы с Конгрессом?
Лев Гудков: Пока мы это не замерили, данные будут получены через несколько дней, но, в принципе, могу сказать, что за этим смотрели не слишком внимательно. Следили за событиями более продвинутые группы, более образованные, более обеспеченные: предприниматели и политически ангажированные слои общества. Я думаю, это не больше 15-20% опрошенных.
Е. К.: С какими чувствами ангажированные слои населения следили за событиями в США?
Л. Г.: Я бы сказал, что были некоторые опасения, что кризис отразится на них самих. Тут есть понимание громадной роли США в мире и того, как это может отразиться на всей экономике. В памяти у людей живы кризисы и связанные с ними страхи – ведь это было еще так недавно. А так, к США относятся, конечно, с некоторым напряжением, потому что они – сверхценный объект в структуре идентичности россиян, и весь XX век шел в таком ленивом соревновании с Америкой.
Е. К.: А что сейчас можно сказать об отношении россиян к США вообще? Оно меняется?
Л. Г.: Оно меняется – и под влиянием путинской пропаганды становится хуже. За последние 15 лет мы наблюдали три волны такого антиамериканизма: весной 1999 года при бомбардировке Сербии авиацией НАТО, потом – во время войны в Ираке в 2003 году и во время российско-грузинского конфликта, когда большинство считало, что за режимом Саакашвили стоят США, которые вытесняют Россию из традиционных зон влияния.
Сейчас, если говорить о нынешних тенденциях, явно идет вверх антиамериканский настрой. Пропаганда идет уже два года – после принятия «Акта Магнитского». Очень удачно, с точки зрения влияния на общественное мнение, сложились антиамериканизм, гомофобия, НКО и другие так называемые «происки Запада». С точки зрения Кремля, это был ход, который обеспечивал поддержку режиму, и обеспечивал очень эффективно.