«Левада-центр» обнародовал в понедельник итоги опроса, проведенного среди участников «Марша миллионов» 14 сентября. Это третье по счету исследование такого рода: социологи уже составляли «коллективный портрет» участников акций протеста «За честные выборы» 24 декабря и 4 февраля.
Директор «Левада-центра» Лев Гудков отмечает изменения, произошедшие за последние месяцы в составе протестующих: сократилось число людей среднего возраста, более обеспеченных и уверенных в себе. Пришла молодежь, отчасти несколько левацких взглядов и даже национал-патриотического толка. На фоне роста числа маргинальных групп (анархисты, «антифа», новые левые) сократилось ядро, состоящее из демократов и либералов (на этот раз их оказалось 52%, было больше — 60%).
Общее ощущение — то же, что витало в воздухе во время самого марша, отмечает Гудков: неопределенность, отсутствие четкой программы действий и перспективы протестного движения. 49% опрошенных считают слабой стороной движения отсутствие четкой программы действий, еще 23% — отсутствие авторитетных и влиятельных фигур. 25% считают проблемой разобщенность движения и еще 27% — то, что протест ограничен слоем людей, в него не вовлечены другие группы населения.
«Аморфность политической программы, которая характерна для протестного движения, с самого начала давала ощущение некоторого политического инфантилизма,- констатирует Гудков. — Без налаженных структур протестные движения долго держаться не могут: они спадают и ждут нового повода».
Одновременно социологи отмечают: усиливается поляризация между властью и продвинутой частью общества. 48% опрошенных характеризуют власть как «воровскую и мафиозную», 41% — как действующую в собственных интересах, еще 37% — как наглую и репрессивную. У 45% опрошенных политика власти вызывает возмущение, у 39% — презрение и у 38% — раздражение. Гордости за такую политику не испытывает никто.
Для власти эта часть населения потеряна окончательно, констатирует Гудков. Это было видно и раньше, но сейчас закрепилось полное понимание, что с этим режимом делать нечего. Сейчас будет идти медленный процесс созревания политического сознания. Будут усиливаться попытки давления на власть, обращения в суд. Отсутствие результата будет только усиливать конфронтацию власти и общества, прогнозирует эксперт. Это означает, что протест будет продолжаться, люди будут выходить. Понимание несовместимости наиболее продвинутой части общества с современной политической системой твердо закрепилось.
Примечательно, что среди первоочередных мер, необходимых в данный момент России, участники митинга выделили прежде всего судебную реформу. За независимый суд выступают 44% опрошенных. Свободные и честные выборы — только на втором месте (35%), социальная справедливость — на третьем (33%). Главный лозунг «Марша миллионов» — смена власти и уход Путина в отставку — на пятом (24%).
Понятно, что Путин просто так не уйдет и нужно использовать легальные средства для общеполитической реформы, констатирует Гудков. Поэтому судебная реформа, появление независимого суда — это более важно, чем проблема выборов.