Готовность участия избирателей в думских выборах 2011 года стала заметно ниже по сравнению с тем, что было в 2003 и, особенно, 2007 году: в ноябре 2011 г. ее проявили лишь 61% россиян, тогда как в тот же период в 2003 г. – 67%, в 2007 г. – 69%.
Предвыборная кампания 2007 г., предшествовавшая началу эпохи правления «тандема», прошла с сильнейшим использованием административного ресурса президента и его окружения в продвижении «партии власти». Тогда список «Единой России» возглавил сам Путин, объявленный национальным лидером и выдвинувший для правящей партии власти широко рекламировавшийся «план Путина», который она представляла как свою избирательную программу. Показатели одобрения президента, оценки его деятельности были тогда на пике, в ходе предвыборной кампании они росли и явно повлияли на результаты правящей партии на прошлых выборах.
Избирательная кампания 2011 г. проходила на фоне спада одобрения и поддержки как правящего тандема, так и значительно сократившейся в период 2007-2011 гг. поддержки правящей партии. Несомненно негативное влияние на настроение избирателей оказала «рокировка» в тандеме 24 сентября на съезде ЕР. Она делегитимировала высший уровень власти и показала обществу, что в стране нет государственных деятелей, а есть политики, тайком сговаривающиеся между собой для сохранения власти. Но именно это обстоятельство несколько обострило интерес к выборам у оппозиционно настроенной части общества, вяло реагировавшей на предстоящую кампанию и лишь затем, после рокировки и волны возмущения, начавшей активно включаться в общественную дискуссию
Так называемая сентябрьская «рокировка» по всей видимости, послужила демобилизующим фактором для наиболее пассивных групп населения, и напротив, мобилизующим фактором для части более активных, критичных, образованных и самостоятельных слоев населения, представленных на митингах в Москве и в других городах.
См. отчет полностью