Пресс-выпуски

Наше «мы»: Это не средний класс — это все

Алексей Левинсон

Те, кто сообщает о массовых акциях в Москве и других городах, с усердием зачисляют в средний класс всех, кто выходил на демонстрации протеста.

Власти в растерянности. Совсем недавно Путин приветствовал рождение отечественного среднего класса и желал ему превратиться в абсолютное большинство в российском населении (поверил тем, кто обещал, что средний класс будет опорой нашей власти). И вдруг этот самый класс говорит ему: «Уходи!» Обидно. Попытки уесть их парой шуточек, сказанных покровительственным тоном, вернулись таким бумерангом, что стало ясно: нужны средства куда серьезнее. Из выступлений Путина на заводах Урала видно, что есть идеи напустить «рабочий класс» провинции на «средний класс» столицы. Риск такого хода огромен, в том числе для самого режима. Напомним, что попытка натравить рабочих-нефтяников, привезенных в Бухарест, на городских демонстрантов была последним из того, что попытался сделать Чаушеску.

Конечно, найдутся советчики, которые будут шептать: мол, вон Лука как их всех разметал — и живет спокойно, а еще раньше китайцы на своей Тяньаньмэнь… Запад, конечно, пошумит, но потом простит.

Им, советчикам, не боязно, что их страна тогда будет не только сырьевой придаток, но политический изгой. Им-то там во тьме даже лучше. А вот тому, кто метит на высокое место в истории России, это вовсе не с руки.

Да, классовый подход заведет куда не надо. Те, кто упорно повторяет, что это протестует «недовольный средний класс» и что это проявились отдаленные последствия экономического кризиса, рискуют не понять главного: кто и с чем на самом деле вышел на площадь. Заметим, что участники манифестаций себя не кличут классом, в том числе средним. Понятно почему: они изнутри видели то сообщество, которое вышло на улицу. Там не какой-то класс или слой — там все. Из данных опроса, проведенного 4 февраля «Левада-центром» среди участников шествия в Москве, видно, что «средних» там было много. Но, как и на предыдущих акциях, помимо средних было много людей не бедных и было немало бедных. Так, пенсионеров там было столько же, сколько студентов. Среди женщин это вообще вторая по численности категория.

Средний класс, считается, не может без автомобиля. Но ответившие, что им автомобиль по карману, там были отнюдь не в большинстве. На собственно автомобильных акциях с белыми ленточками, по авторитетным свидетельствам, были машины средние, но встречались и те, что много дороже и много дешевле моделей, которые считаются характерными для среднего класса. Размах их стоимостей — 20 раз. Не может быть единым классом общность с такими имущественными различиями.

Классом быть не может, а обществом, народом, нацией — может. Не средний класс вышел с протестом. Это общество в целом выслало своих гонцов сказать, что оно собирается жить по-другому. Класс, учат старые учебники, можно победить в классовой борьбе. Общество — нельзя.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):