Центр макроэкономических исследований Сбербанка совместно с «Левада-центром» опубликовали исследование, посвященное российскому обществу, — «Инновационный и предпринимательский потенциал». Как отмечают авторы, сопоставление различных аспектов личного поведения и общественного восприятия предпринимательской деятельности населением в России и за рубежом показывают больше сходства, чем отличий. При этом полученные результаты свидетельствуют об ограниченном развитии рыночных принципов предпринимательской деятельности в сегодняшней России, а также о невысоком уровне комфортности бизнес-среды, отмечают авторы исследования.
Наибольшие отличия российского общества от европейского, и особенно США, связаны с восприятием социальной цены риска: относительно низкая склонность российского населения к рискованному предпринимательскому поведению дополняется более настороженным, негативным отношением к тем, кто потерпел неудачу. По мнению исследователей, примерно 25% городского населения России может стать базой для поддержки инновационного, предпринимательского потенциала. «Это молодые, образованные, обеспеченные люди, многие из которых уже заняты частнопредпринимательской деятельностью, — отмечают авторы. — Однако их ценностные ориентации и жизненные практики регулируются теми же принципами, основанными на архаичных механизмах, что и у остальной части общества».
Восемь из десяти россиян, по данным «Левада-центра» и Центра макроэкономических исследований Сбербанка, согласны, что «для общества есть польза и выигрыш от того, что предприниматели создают новые продукты и услуги». А 70% согласны, что предприниматели создают «новые рабочие места». Однако в России индексы положительного влияния предпринимателей оказываются ниже, чем в большинстве стран как Западной, так и Центральной Восточной Европы (ЦВЕ), и значительно ниже, чем в США. Одновременно россияне гораздо чаще отмечают негативную роль предпринимателей. Индексы согласия с утверждениями, что «предприниматели думают только о своих кошельках» и «предприниматели эксплуатируют других» в России относительно высоки.
Отличаются россияне от европейцев и американцев и по отношению к другим категориям. Среди городского населения России отношение к предпринимателям лучше, чем в странах Центральной и Восточной Европы, но заметно хуже, чем в США. Также в России более сдержанное отношение к людям свободных профессий (художникам, декораторам, адвокатам, нотариусам и т.п.), чем практически во всех других европейских странах и США. И относительно хуже всего российские жители воспринимают госслужащих. По данным исследования, именно отношение к чиновникам и отличает Россию от других стран: в нашей стране статус чиновников — один из самых низких, в то время как в Западной Европе и США они пользуются заметно большим общественным признанием. «Российские респонденты выражали свое «положительное отношение» к государственным служащим гораздо реже, чем во многих странах Евросоюза, тем более в США… В России низкие социальные рейтинги государственных служащих, демонстрирующие недоверие к чиновникам, коррелируют с высокими индексами, измеряющими административные барьеры при организации собственного дела. В США, в странах Западной Европы государственные чиновники «завоевывают» большее доверие, социальное уважение, имеют более высокий социальный рейтинг, чем менеджеры крупного промышленного бизнеса. Напротив, в России и, например, в Польше, Латвии, Эстонии к чиновникам негативное отношение выражали чаще, чем к представителям крупного бизнеса», — отмечают авторы.
При этом есть две профессиональные группы, которые российскими городскими жителями оцениваются более благоприятно, чем европейцами и американцами. Это воротилы крупного бизнеса (топ-менеджеры промышленных и финансовых корпораций), которые в большинстве других стран (кроме Эстонии, Болгарии, Литвы и США) оцениваются хуже, чем в России. С другой стороны, профессиональные политики — наименее одобряемая во всех странах группа — в России пользуется относительно большей благосклонностью. «Думается, что более терпимое, чем в других странах, отношение российского населения к руководству бизнеса и руководству страны является дальним отголоском патерналистских настроений, укорененных в массовом сознании, которые заставляют (при всем недовольстве) с почтением и страхом относиться к властям предержащим. Это приводит, в частности, к тому, что в России не получила поддержки международная акция occupy Wallst., а также в политической апатии большинства населения».
Россияне не любят рисковать и соревноваться
Потенциал развития предпринимательского слоя на индивидуальном уровне определяется распространенностью «предпринимательских» качеств. В списке таких качеств на первом месте стоит склонность к риску, конкуренции, состязательности, степень изобретательности. Сравнения этих показателей у россиян, европейцев и американцев показали, что отечественные городские жители реже склонны к рискованному поведению, состязательности. «Среди россиян индексы восприятия риска ниже, чем среди жителей Западной Европы и среди американцев. Значения индекса состязательности у россиян близки к среднеевропейскому, но оказываются значительно ниже американского. Менее склонны россияне и отстаивать свою точку зрения, идеи, в том случае, если они не поддерживаются другими. В России относительно низок индекс готовности идти против мнения других, отстаивая свою идею», — отмечается в исследовании Сбербанка.
Если россияне и склонны что-либо менять, то скорее не в явной, открытой форме, а по возможности уклоняясь от противостояния мнению других и конкуренции. «Таким образом, в сравнении с представителями большинства европейских стран и американцами россияне склонны избегать риска, не стремятся находиться в соревновательной среде, напротив, больше склонны к конформизму. Кроме того, значение индекса изобретательности в России оказалось минимальным, максимальное же значение отмечается в США. У россиянина менее активная жизненная позиция при декларативно высокой адаптивности («уверенности, что справится с трудными ситуациями»). Индекс уверенности справиться с трудными ситуациями в России составляет 66%, а в странах Евросоюза — 68%. Индекс самостоятельности в России ниже (68%), среднеевропейского (72%) и американского (87%). То есть россиянам в наименьшей степени присущи уверенность в собственных силах и склонность брать на себя ответственность за собственную судьбу.
Наемный труд предпочтительнее собственного дела
Как отмечают эксперты Сбербанка, только 64% россиян одобрили бы, если бы их дети решили заниматься предпринимательством или индивидуальной трудовой деятельностью. А если говорить о личных предпочтениях, то при личном выборе респондентов самозанятость или предпринимательство выбрали бы 46% опрошенных (против 46% тех, что выбрал бы работу по найму). Такой выбор в среднем соответствует распределению мнений в большинстве европейских стран. В большинстве стран Евросоюза число выбирающих самозанятость, частный бизнес оказывается меньше тех, кто хотел бы быть наемным работником. В США, напротив, чаще предпочитают предпринимательство, частный бизнес. Мотивы выбора работы по найму различны. Условно их можно разделить на две группы. «Во-первых, это «положительные» причины, описывающие привлекательные стороны наемного труда, — гарантированный и стабильный доход, социальное обеспечение. Вторую группу образуют, условно говоря, отрицательные причины, факторы «негативного отбора», когда предпочтение работы по найму происходит потому, что желание заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью ограничивается дефицитом доступных финансовых ресурсов, административными барьерами, недостатком навыков и информации», — отмечают авторы исследования.