Публикации в прессе

Алексей Левинсон: Те, кому не нужны перемены

Для тех, кто привык думать, что главное, чего хочет народ, — это стабильность, т. е. отсутствие перемен, неожиданными могут показаться недавние ответы россиян на вопрос «Левада-центра» «Какие группы, социальные слои заинтересованы в изменении сложившегося порядка вещей, жизни в стране?».

Заинтересованными в переменах наиболее часто называли малообеспеченных людей. Высокообеспеченные люди, по всеобщему убеждению, наоборот, заинтересованы в переменах чуть ли не в последнюю очередь (13-е место при 14 вариантах ответа). И что интересно — сами зажиточные респонденты согласны с этим.

На самое последнее, 14-е место среди сторонников перемен публика поместила политиков. Показательно, что «просто честных людей» называют в числе самых главных поборников изменений (3-е место). Более чем очевидно, что в глазах россиян интересы политиков и «просто честных людей» радикально расходятся.

Отметим позиции высокообразованной публики. Общее мнение считает ее мало заинтересованной в переменах, увы не видя по этой части ее отличий от тех, у кого низкий уровень образования (9-е и 12-е места). Сами люди с высшим образованием ставят себя на то же 9-е место. Как непохоже на конец 1980-х, когда интеллигенция стала первым эшелоном ранней перестройки…

Подобным образом обстоит дело и с так называемым средним классом, который до сих пор многие считают будущим локомотивом модернизации. Этот класс в обсуждаемых результатах можно увидеть за категориями «среднеобеспеченные люди», «занятые в малом бизнесе, самозанятые». Они, по мнению общества, скорее опасаются, нежели желают изменений; их помещают соответственно на 8-е и 10-е места. И снова те участники опроса, которых можно причислить к среднему классу по статусу, доходам и потреблению, демонстрируют практически такое же мнение о самих себе.

Перед нами, таким образом, не повторение кануна нашей перестройки. Но и не та известная из истории других стран модернизационная ситуация, когда элиты (политики, образованное меньшинство, национальная буржуазия) выступают за перемены, в то время как консервативное большинство, прежде всего бедные люди, сельские жители и др., хотят сохранить статус-кво. У нас все прямо наоборот. Те, кто в опросе репрезентирует бюрократию и буржуазию, называют (практически так же, как и народное большинство) среди интересантов изменений свою категорию крупных и средних предпринимателей в 5 раз реже, а политиков — в 10 раз реже, чем бедных людей. Но 53% этих бедных, как и 47% пенсионеров, как и 43% жителей села, напротив, говорят о себе, что они заинтересованы в изменении ситуации в стране. (Вот кто, оказывается, устал от стабильности.)

Но если выяснилось, что перемены сегодня нужны «бедным и честным», но не нужны «богатым и политикам», это значит, что перемены уже нужны тем, кто не имеет средств их осуществить, и еще не нужны тем, у кого такие средства есть. Читать на сайте Ведомостей

Автор — руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):