10-14 июня 2006 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными аналогичного опроса, проведенного в мае 2000 года. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.
Был составлен список качеств, которые многие родители хотели бы воспитать в своих детях. Респондентам было предложено назвать три из них, которые кажутся им самыми важными.
Россияне проявили большую заинтересованность в воспитании детей, и назвали в среднем в 2000 году 3,36 качества, а в 2006 еще больше — 3,64. На первом месте для россиян было и остается воспитание в детях умения добиваться своих целей. Шесть лет назад его считали одним из трех самых важных качеств 43% россиян, сейчас — 49%. На втором месте сейчас – воспитание чувства ответственности (40%), на третьем – умения постоять за себя (37%), на четвертом – добросовестности в работе (33%).
Шесть лет назад расстановка приоритетов была несколько иной. В «первую четверку» не вошли тогда умение постоять за себя (в 2000 году — 32%) и добросовестность в работе (30%). Предпочтение было отдано другим качествам. Почетное второе место (40%) занимали хорошие манеры и умение вести себя в обществе (сейчас – на шестом месте, 31%). А на четвертом месте (35%) было умение общаться с людьми (сейчас – на пятом месте, 32%).
Самое заметное изменение – в обесценивании хороших манер, умения вести себя в обществе. Оценка этого качества, согласно полученным данным, зависит от социального статуса. Чем он выше, тем большее значение придается хорошим манерам. В низшем социальном слое 24% считают это качество одним из самых важных в воспитании детей, в среднем слое, в его «нижней части» — 30%, в «средней части» — 32%, в «верхней части» — 38%. Таким же образом сведено социальным статусом и ценность умения общаться с людьми: 28-29-34-48%. Налицо обесценивание хороших манер, симптом ослабления ориентации детей на социальный рост, по крайней мере, на качества, важные при высоком социальном статусе.
А усилилась ценность профессионального роста. Заметно больше стали цениться стремление к знаниям (2000 год – 22%, 2006 – 29%), стремление к успеху (14% — 20%).
|
2000 |
2006 |
Разница |
Умение добиваться своих целей |
43 |
49 |
5 |
Чувство ответственности |
37 |
40 |
4 |
Умение постоять за себя |
32 |
37 |
5 |
Добросовестность в работе |
30 |
33 |
3 |
Умение общаться с людьми |
35 |
32 |
-3 |
Хорошие манеры и умение вести себя в обществе |
40 |
31 |
-10 |
Стремление к знаниям |
22 |
29 |
7 |
Терпимость и уважение к окружающим |
24 |
26 |
3 |
Стремление к успеху |
14 |
20 |
6 |
Независимость |
16 |
16 |
0 |
Верность и преданность |
11 |
14 |
3 |
Вера в Бога |
7 |
12 |
5 |
Послушание |
5 |
10 |
5 |
Бережливость |
7 |
9 |
2 |
Воображение |
2 |
3 |
1 |
Другое |
1 |
2 |
1 |
Затруднились ответить |
2 |
2 |
1 |