11-14 ноября 2005 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными аналогичных опросов, проведенных в ноябре 2003 и 2004 годов. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЛЮДЯМ, РАЗБОГАТЕВШИМ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10-15 ЛЕТ?
|
2003 |
2004 |
2005 |
С уважением |
14 |
15 |
12 |
С сочувствием |
2 |
1 |
2 |
С интересом |
16 |
12 |
15 |
С раздражением |
14 |
18 |
14 |
С презрением |
7 |
7 |
6 |
С ненавистью |
7 |
8 |
8 |
Без особых чувств |
37 |
37 |
41 |
Затруднились ответить |
3 |
2 |
2 |
Стоит отметить, что отношение к богатым неодинаково среди представителей различных социально-демографических групп. Если разделить все суждения на позитивные (уважение, интерес, сочувствие), негативные (раздражение презрение, ненависть) и нейтральные, то эти различия становятся наиболее заметными.
Таким образом, можно выделить несколько наиболее значимых критериев, которые определяют оценки респондентов:
1) возраст
2) уровень образования
3) размер населенного пункта
4) потребительский статус
Возраст
|
18-24 |
25-39 |
40-54 |
55 и старше |
с интересом, уважением, сочувствием |
46 |
39 |
24 |
16 |
с раздражением, ненавистью, презрением |
11 |
15 |
31 |
44 |
без особых чувств |
41 |
44 |
43 |
37 |
затруднились ответить |
2 |
2 |
2 |
3 |
Как видно из приведенной выше таблицы, наиболее позитивно к богатым людям относятся молодежь (18-24), 46% представителей которой относятся к ним с интересом, уважением, а в чем-то даже сочувствуют, а у 41% молодежи богатые люди не вызывают никаких чувств. С возрастом отношение к богатым от заинтересованного и нейтрального смещается в сторону отрицательного и резко негативного: представители наиболее старшего поколения (55 лет и старше) испытывают совершенно отличные от молодежи эмоции — 44% воспринимают «разбогатевших» людей с раздражением, ненавистью и презрением, тогда как только 16% высказываются положительно.
Уровень образования
|
высшее |
среднее |
ниже среднего |
с интересом, уважением, сочувствием |
39 |
31 |
16 |
с раздражением, ненавистью, презрением |
18 |
25 |
41 |
без особых чувств |
40 |
42 |
40 |
затруднились ответить |
3 |
2 |
3 |
Уровень образования также определяет отношение населения к появлению богатых людей в России. Так, россияне с высшим образованием проявляют большую толерантность по отношению к «разбогатевшим» согражданам.
Размер населенного пункта
|
Москва |
более 500 тыс. |
от 100 до 500 тыс. |
от 10 до 100 тыс. |
село |
с интересом, уважением, сочувствием |
48 |
36 |
29 |
27 |
21 |
с раздражением, ненавистью, презрением |
12 |
21 |
26 |
28 |
37 |
без особых чувств |
37 |
40 |
41 |
43 |
41 |
затруднились ответить |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
Наиболее позитивно по отношению к богатым людям настроены жители Москвы:48% испытывают к ним положительные эмоции, 37% равнодушны, тогда как только 12% относятся негативно. С уменьшением размера населенного пункта, а соответственно и уровня жизни населения, отношение к богатым меняется в негативную сторону.
Потребительский статус
|
не хватает на продукты |
хватает только на продукты |
хватает на продукты и одежду |
хватает на ТДП |
с интересом, уважением, сочувствием |
18 |
21 |
34 |
43 |
с раздражением, ненавистью, презрением |
43 |
34 |
24 |
7 |
без особых чувств |
38 |
42 |
40 |
49 |
затруднились ответить |
1 |
3 |
3 |
2 |
Потребительский статус также влияет на мнения населения относительно появления богатых людей в России за последние 10-15 лет. Так, те россияне, которые испытывают большие финансовые трудности и не экономят даже на продуктах, настроены наиболее негативно: 43% выражают в целом отрицательные эмоции. С увеличением дохода и потребительского статуса, позитивные оценки возрастают, и среди представителей наиболее высокостатусной группы отрицательные эмоции по отношению к разбогатевшим людям сменяются нейтральными или положительными.