На сайте http://www.khodorkovsky.ru/society/polls/1628.html приводятся данные исследования, проведенного «Левада-Центром» в январе 2004 года.
Отчёт о январском исследовании «Отношение населения России к делу компании ЮКОС»
Девятая волна замеров общественного мнения об отношении к делу М.Б.Ходорковского и других руководителей компании «ЮКОС» проходила 21-24 января 2005 г. в 46 регионах и 128 населенных пунктах. Всего опрошено 1600 человека в возрасте 18 лет и старше. Опрос проводился по общероссийской репрезентативной выборке, отражающей основные социально-профессиональные и социально-демографические характеристики взрослого населения России.
Статистическая погрешность данных не превышает +/- 3.5%.
В приводимых ниже, в тексте отчета, таблицах жирным шрифтом выделены значимые отклонения от среднего.
Оценки степени законности действий власти в деле ЮКОСа сложились едва ли не сразу после открытия этого дела, и их распределение в дальнейшем менялось незначительно. В среднем около четверти россиян настаивают на том, что действия властей в данном деле законны, около 45% считают их произволом, пусть даже ему придана видимость законности, и порядка 30% воздерживаются от определенного ответа.
Таблица 1
Законны ли действия властей, ведущие к банкротству компании ЮКОС, или это произвол с их стороны?
В ответах на этот вопрос полярные позиции занимают в основном две больших категории – жители Москвы, по преимуществу видящие в деле ЮКОСа произвол властей (такова в сумме позиция 55% москвичей), и население глухой провинции — малые города и село, которые несколько чаще других групп не видит в этих действиях ничего незаконного. Те, кто одобряют деятельность Путина и считают, что дела в стране идут правильно, заметно чаще обнаруживают законность в действиях властей, чем их оппоненты, критически относящиеся к фигуре президента и к ходу дел в России.
В целом близко к приведенному и распределение ответов на вопрос об обвинительном уклоне в действиях суда и следствия под давлением сверху. Противостоящие оценки здесь, пожалуй, еще более подчеркнуты. Доля убежденных в стремлении властей добиться обвинительного приговора Ходорковскому и Лебедеву любыми, в том числе и неправовыми, средствами несколько больше группы тех, кто считает действия власти в этом процессе произволом (см. выше табл.1).
Таблица 2
Оказывает ли власть давление на суд в деле Ходорковского и Лебедева с целью вынести им обвинительный приговор?
Таблица 3
Отвечая на вопрос, кто главная заинтересованная сторона в деле ЮКОСа и в чьих интересах действуют суд и прокуратура, опрошенные в качестве основных называют следующие фигуры и группы лиц: близкие к президенту чиновники и высшие руководители, имеющие интересы в нефтяном бизнесе (точка зрения 23% опрошенных), собственно президент Путин (18%), конкуренты ЮКОСа — российские (16%), и зарубежные ЮКОСа (13%), чиновники и высшие руководители, впрямую не включенные в нефтяной бизнес (10%).
В то, что Фемидой в деле ЮКОСа движут дух и буква закона, верят сегодня не более 10% россиян.
Общественное мнение весьма скептически относится к усилиям правительства представить себе разгром компании как нормальный порядок регуляции рыночных отношений, как чисто формальные санкции государства, которые обычно влекут за собой налоговые преступления. Чем более образованы и компетентны опрошенные, тем чаще они указывают на административное давление государства на суд и сомнительный характер продажи основной производственной фирмы ЮКОС «Юганоскнефтегаза». (см. табл. 4). При 43% опрошенных в среднем, которые давали подобный ответ, опрошенных из более высоких социальных страт, предприниматели приводили этот вариант ответа в 1.5 раза чаще (63% и 61%). Реже всего такого мнения придерживались пожилые люди, пенсионеры, низко образованные, жители села, то есть наименее информированные и наиболее социально обделенные группы.
Таблица 4
Продажа компании «ЮГАНСНЕФТЕГАЗА» была проведена рыночными средствами или с использованием административного ресурса и подставных фирм?
В общественном мнении утвердилось представление, что Генеральная прокуратура оказывает жесткое давление на служащих компании «ЮКОС», управляющих среднего звена, принуждая их к даче компрометирующих показаний и информации против руководства компании (48% склоняются к этому мнению при значительном числе затруднившихся ответить на соответствующий вопрос).
Вопреки обычной настороженности, проявляемой россиянами в отношении публичных реакций Европарламента и связанных с ним структур и организаций, на действия российского руководства, в данном случае преобладающая часть опрошенных разделяет точку зрения ПАСЕ на дело ЮКОСа. Соотношение полярных мнений респондентов о резолюции ПАСЕ по поводу ЮКОСа составляет 2:1 (табл.5).
Тенденции их распределения по группам те же, что и описаны выше: чем более информированным и образованным является респондент, чем лучше он знаком с ситуацией в бизнесе, тем чаще он поддерживает оценку Европарламента. (Табл.5).
Таблица 5
Как вы относитесь к оценке процесса над «ЮКОС’ом», данной ПАСЕ?*
Таблица 6
Подтверждаются или нет ли обвинения, выдвинутые против Ходорковского и Лебедева в ходе судебного дела?
Мнения о том, удается ли Генеральной прокуратуре подтвердить свои обвинения или нет, делятся практически пополам (при том, что около половины опрошенных не в состоянии дать какой-либо определенный ответ на подобный вопрос то ли в силу своей некомпетентности и незаинтересованности, то ли в силу убеждения, что исход суда давно предопределена потому говорить о значимости аргументов обвинения не имеет смысла), а само это соотношение носит удивительно устойчивый характер (колебания не выходят за пределы статистически допустимых).
Таблица 7
Последуют ли после вынесения приговора Ходорковскому другие уголовные дела против крупных российских предпринимателей?
Как показывают данные опросов, с течением времени в общественном мнении усиливается представления о том, что сравнительный неуспех «дела Ходорковского», трудности с доказательством его вины, затягивание самого процесса и т.п., потребуют от прокуратуры дополнительных усилий по демонстрации своей позиции и доказательства преступности крупного бизнеса, а это, естественно, проявится в новых делах, которые еще только будут возбуждены против крупного бизнеса.