Пресс-выпуски

А.Голов «Мотивы голосования»

К середине ноября двое из каждых трех избирателей уже выбрали партию, за которую они «скорее всего» проголосуют на выборах 7 декабря. Причины сделанного выбора разнообразны. Самые распространенные: «я разделяю ее программу и лозунги» (20%), «я симпатизирую ее лидеру (лидерам)» (19%), «эта партия может защитить интересы таких людей, как я» (15%). (Опрос ВЦИОМ-А 13-16 ноября, 1600 человек от 18 лет и старше).

Различные причины в разной мере побуждают избирателя идти на выборы. О «мобилизационной способности» конкретной причины можно судить по тому, насколько чаще она отмечается теми, кто решил идти на выборы («совершенно точно, буду голосовать», «скорее, буду голосовать») в сравнении с теми, кто не решил («не знаю, буду голосовать или нет», «сомневаюсь, что буду голосовать», «уверен, что не буду голосовать»). Среди «мобилизованных» в 6,3 раза чаще встречаются высказывания, что «эта партия может защитить интересы таких людей, как я». И лишь в 3,6 раза чаще высказывания «я симпатизирую ее лидеру (лидерам)».

Не все причины одинаково нацеливают избирателя на одну определенную партию. Показатель избирательности выбора по конкретной причине – отношение числа тех, кто уверен в сделанном выборе («совершенно уверен», «так и будет, если не произойдет ничего чрезвычайного»), к числу тех, кто не уверен («совершенно не уверен», «не вполне уверен»). Наибольшая избирательность, как характерно для мотива «я поддерживаю эту партию уже долгое время» (20,5). Втрое меньшая избирательность (7,0), для мотива «я симпатизирую ее лидеру (лидерам)». Симпатии лидерам и по избирательности, и по своей побудительной силе (3,6) – не является существенным мотивирующим обстоятельством. Для любой партии гораздо надежнее, чем симпатией к ее лидерам, заручиться поддержкой у избирателей своей программы и лозунгов: «мобилизационная способность» — 5,8; «избирательность выбора» — 14,1.

УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ

УВЕРЕННОСТЬ В ВЫБОРЕ ПАРТИИ

ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ВАШЕ НАМЕРЕНИЕ ГОЛОСОВАТЬ ЗА ЭТУ ПАРТИЮ (БЛОК)? 13-16 ноября 03

Все

не решили

решили

«решили»/»не решили»

не уверены

уверены

«уверены»/»не уверены»

% к числу опрошенных

1600

39,2

59,8

1,5

9,9

53,5

5,4

я разделяю ее программу и лозунги

19,8

3

17

5,8

1

18

14,1

я симпатизирую ее лидеру (лидерам)

18,9

4

15

3,6

2

16

7,0

эта партия может защитить интересы таких людей, как я

14,6

2

13

6,3

2

13

8,7

я поддерживаю эту партию уже долгое время

13

2

11

4,6

1

12

20,5

это самая сильная партия, ее поддерживает большинство

9,5

2

8

4,5

1

9

12,3

эта партия способна обеспечить нормальную, достойную жизнь в стране

9,5

2

7

3,3

1

8

6,9

эта партия имеет будущее, перспективы

5,9

1

5

4,3

1

5

4,9

об этой партии я что-то знаю, про другие мне ничего неизвестно

5,1

2

3

1,6

2

3

1,9

эту партию поддерживают мои друзья, родственники

4,5

1

4

4,6

1

4

8,0

это партия нового поколения, поколения наших детей и внуков

3,3

1

3

5,4

0

3

10,0

затруднились ответить

1,4

1

1

0,6

0

1

2,0

Различные мотивы голосования влияют на разные части электората и вносят разный вклад в ее рейтинг. От различных причин он оказывается зависящим в разной мере. Для «Единой России» важнейшим является признание ее самой сильной партией, которую поддерживает большинство. Такое признание обеспечивает ей, по данным на середину ноября, 10% голосов избирателей, решивших участвовать в думских выборах, что составляет 35% ее электората. Все остальные партии, вместе взятые, собрали, в качестве «самых сильных», только 3% голосов активных избирателей.

Почти столь же большую роль для «ЕР» играют симпатии ее лидерам, они приносят партии 9% голосов людей, намеренных прийти на выборы, что составляет примерно 30% электората партии. Хотя монополии на симпатии избирателей у лидеров «ЕР» нет. Лидеры остальных партий завоевали симпатии 16% активных избирателей.

На 3-м месте для «ЕР» — поддержка избирателями программы и лозунгов партии, она приносит 7% голосов активных избирателей, что составляет немногим менее четверти электората «ЕР». Но по своей программе и лозунгам «ЕР» проигрывает КПРФ, получившей за свою программу 10% голосов.

Примечание. Некоторые активные избиратели отметили не одну, а две причины своего выбора партии (в среднем – полторы), поэтому складывать вклады по отдельным причинам для оценки рейтинга неправомерно (сумма вкладов в среднем в полтора раза больше рейтинга).

ОЖИДАЕМОЕ ГОЛОСОВАНИЕ НА ДУМСКИХ ВЫБОРАХ

ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ВАШЕ НАМЕРЕНИЕ ГОЛОСОВАТЬ ЗА ЭТУ ПАРТИЮ (БЛОК)? 13-16 ноября 03

Активные избиратели

Единая Россия

КПРФ

ЛДПР

СПС

Яблоко

Родина

другая

% к числу избирателей, решивших участвовать в выборах

954

28,9

22,5

7,5

5,7

6,3

3,4

6,5

я разделяю ее программу и лозунги

28

7

10

2

3

2

1

3

я симпатизирую ее лидеру (лидерам)

24,4

9

4

5

2

3

2

1

эта партия может защитить интересы таких людей, как я

21

5

8

2

2

2

2

2

я поддерживаю эту партию уже долгое время

17,6

2

13

1

1

1

0

0

это самая сильная партия, ее поддерживает большинство

12,8

10

2

0

1

1

0

0

эта партия способна обеспечить нормальную, достойную жизнь в стране

12,2

4

5

1

1

1

0

1

эта партия имеет будущее, перспективы

7,9

5

1

0

1

0

0

0

эту партию поддерживают мои друзья, родственники

6,2

2

1

0

1

1

0

0

об этой партии я что-то знаю, про другие мне ничего неизвестно

5,2

2

2

1

0

0

0

0

это партия нового поколения, поколения наших детей и внуков

4,5

1

0

0

1

1

1

0

затруднились ответить

0,9

0

0

0

0

0

0

0

Главный мотив выбора КПРФ – поддержка этой партии уже долгое время (13% голосов активных избирателей), что составляет более половины элетората КПРФ. У КПРФ на поддержку «по традиции» — монополия. Все остальные партии, вместе взятые, получают по данной причине только 5% голосов. Очень важна для КПРФ и ее программа, за нее – 10% голосов – больше, чем у любой другой партии (но не вместе взятых). И на третьем месте: «КПРФ может защитить интересы таких людей, как я» — 8% голосов. Тоже больше, чем у любой другой партии.

ЛДПР получает большинство своих голосов за счет симпатии к ее лидеру: 5% от общего числа избирателей, сто составляет 2/3 электората ЛДПР. Все другие причины не столь важны.

Для СПС на первом месте программа – 3% голосов «активного электората», и на втором – симпатии к лидерам – 2%. А у «Яблока» — 3% за счет симпатий к лидеру и 2% благодаря программе. Впрочем, и то и другое – в пределах статистической погрешности данных.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):