(анализ данных опроса 1600 респондентов, проведенного 13 – 16 ноября)
Последний прогноз наступает
Данные, анализируемые в помещенном ниже тексте, получены за три недели до выборов и могут считаться предварительным прогнозом с учетом того обстоятельства, что из числа активных избирателей 14% пока не определились в выборе конкретной партии и будут принимать решение в последние дни перед голосованием или прямо на избирательных участках. Поэтому в нашем прогнозе мы исходим из допущения, что голоса этих избирателей распределятся в той же пропорции, что и голоса уже сделавших свой выбор или они вообще не придут на выборы. В помещенной ниже таблице даются данные от общего списка избирателей, процент от числа намеренных принять участие в голосовании и расчетные данные с указанным пропорциональным распределением. Включены только те партии, которые набирают более полутора процентов.
. |
От списка |
От голосующих |
Расчетный итог |
Единая Россия |
23 |
29 |
33-34 |
КПРФ |
16 |
23 |
26-27 |
ЛДПР |
6 |
8 |
8-9 |
СПС |
5 |
6 |
6-7 |
Яблоко |
5* |
6* |
5-6 |
Родина |
3 |
3 |
~4 |
Партия пенсионеров+Партия Социальной справедливости |
2 |
2 |
~2 |
АПР |
1 |
2 |
~2 |
Против всех |
6 |
5 |
~5 |
-* в порядке убывания долей процента
Примечание: в выборке оказалась несколько завышена численность сторонников «Яблока», что вынудило исследователей сделать перерасчет, что привело к снижению прогнозируемого результата гипотетического голосования за эту партию.
Если результаты выборов будут соответствовать данному прогнозу, в списочной части Думы у «Единой России» окажется 95 мест, КПРФ получит 73 мандата, у ЛДПР будет 25 депутатов, СПС и «Яблоко», соответственно, 17 и 15. Техника всероссийских опросов не позволяет прогнозировать исход выборов в одномандатных округах, однако, опираясь на расчеты политических географов, отслеживающих положение дел в регионах, можно предполагать, что в окончательном составе Думы у пропрезидентских фракций будет примерно 63% голосов, т.е. без малого контрольный конституционный пакет.
Избирательная кампания
В начале месяца началась официальная предвыборная кампания с возможностью для партий и кандидатов вести активную агитацию. Эффект этих мероприятий достаточно заметен: если в конце октября о своем интересе к выборам заявляли 46% опрашиваемых (об отсутствии интереса — 50%), то в опросе 10 – 15 ноября интересующихся выборами стало 52% (не интересующихся — 44%). Впрочем, рост интереса нельзя относить только на счет агитационной активности. О том, что их интересуют агитационные материалы (плакаты, листовки, выступления, дебаты), в этом же опросе сказали 29%, а 70% проявили слабое (28%) или полное (42%) отсутствие интереса. Среди тех, кто реально собираются участвовать в выборах, а таких насчитывается 59%, интересуются агитацией 41% и не интересуются 59%.
Как явствует из помещенной ниже таблицы, наименьший интерес к предвыборной борьбе проявляют избиратели ЛДПР и те, кто голосуют против всех.
. |
КПРФ |
Единая Россия |
СПС |
Яблоко |
ЛДПР |
другая |
Против всех |
Очень интересуют |
15 |
4 |
6 |
15 |
2 |
9 |
6 |
В какой-то мере интересуют |
25 |
30 |
37 |
34 |
19 |
39 |
11 |
Не слишком интересуют |
27 |
36 |
33 |
26 |
34 |
20 |
18 |
Совершенно не интересуют |
33 |
29 |
24 |
24 |
44 |
32 |
65 |
Рекордсменами по части внимания к предвыборной агитации выглядят сторонники «Яблока» и миноритарных партий.
Другим важным параметром, определяющим степень восприимчивости к предвыборной агитации, является возраст. Молодые люди питают существенно меньший интерес ко всем видам агитационного воздействия. Это видно из следующей таблицы:
. |
18 – 24 года |
25 – 39 лет |
40 – 54 года |
55 лет и старше |
Очень интересуют |
2 |
2 |
6 |
13 |
В какой-то мере интересуют |
21 |
19 |
25 |
26 |
Не слишком интересуют |
33 |
28 |
26 |
28 |
Совершенно не интересуют |
43 |
50 |
43 |
33 |
Любопытно также отметить, что интерес к выборам в Думу не связан с интересом к политике, как ее понимает население. О своем интересе к политике заявляют всего 35% респондентов, а 64% высказывают противоположное мнение. Свое участие в выборах многие, видимо, не рассматривают как политическое действие. И опять-таки среди интересующихся политикой находится немало тех, кто не проявляют интереса к предвыборной полемике.
Отдельный интерес представляют собой те избиратели, которые отвечают, что их не слишком интересуют предвыборные противоборства. Они же, как правило, считают, что от их участия в выборах мало что зависит, и выражают готовность голосовать за «Единую Россию». Это люди, привыкшие передоверять власти решение своих жизненных проблем, и доля таких людей в электорате «Единой России» (36%) выше, чем в других партиях. В целом по стране 43% одобрили решение руководства «Единой России» не участвовать в теледебатах (не одобрили 24%), а в электорате самой этой партии одобряющих набралось 61%.
Электоральная активность
По мере разворачивания предвыборной кампании численность намечающейся явки практически не претерпевает сколько-нибудь заметных изменений:
. |
Опрос 24-30 октября |
Опрос 13 – 16 ноября |
Уверен, что не буду голосовать |
16 |
15 |
Сомневаюсь, что буду голосовать |
11 |
11 |
Не знаю, буду или нет |
12 |
13 |
Скорее буду голосовать |
20 |
24 |
Совершенно точно буду голосовать |
38 |
36 |
Заметным образом повысилась активность электората «Яблока», в котором еще недавно было много сомневающихся в своем участии и активных избирателей насчитывалось 66%, а сегодня с 78% он вышел на второе место после КПРФ по доле желающих голосовать. Активность электоратов представлена в следующей таблице:
. |
КПРФ |
Единая Россия |
СПС |
Яблоко |
ЛДПР |
Не будут голосовать |
6 |
15 |
17 |
15 |
17 |
Будут голосовать |
82 |
74 |
69 |
78 |
69 |
КПРФ занимает первое место не только по активности, но и по сохранности своего электората. В нынешнем электорате коммунистов 72% — это те, кто и на прошлых парламентских выборах голосовали за КПРФ. Нельзя, однако, не отметить, что кремлевский проект по отрыванию от электората КПРФ избирателей за счет образования партий-карликов увенчался относительным успехом. Суммарный электорат этих партий на пятую часть состоит из бывших избирателей КПРФ и только лишь на одну десятую из избирателей «Единства». К пострадавшим партиям можно отнести и «Яблоко», также «отрядившее» в партии — миноритарии десятую часть своего суммарного электората.
Примечательно, что 27% опрошенных не помнят или не хотят отвечать на вопрос, за кого они голосовали на выборах в 1999 году. Особенно это просматривается в бывшем электорате ОВР. Только 1% респондентов помнит о своем голосовании за этот блок притом, что реально голосовавших было 8% (от списка). Таких непомнящих особенно много в электорате «Единой России» (32%) и в суммарном электорате малых партий (31%).
Замеченная активность партий на местах
Примерно половине населения деятельность политических партий на местах неизвестна. Остальные так или иначе откликаются на вопрос «Какие из следующих общероссийских политических партий и объединений наиболее активно участвуют в политической жизни вашего региона?». Начавшаяся агитационная кампания лишь в очень незначительной мере повлияла на заметность партий. Ответ «ни одна из перечисленных» давали 31% опрошенных в конце октября и 27% в середине ноября.
Интересно выяснить, как мнения об активности партий распределяются по регионам страны.
. |
Среднее по стране |
Северо — Западный |
Центральный |
Южный |
Поволжский |
Ни одна из перечисленных |
27 |
21 |
29 |
22 |
35 |
Затруднились |
23 |
20 |
27 |
25 |
23 |
Единая Россия |
20 |
22 |
12 |
21 |
19 |
ЛДПР |
15 |
21 |
16 |
11 |
11 |
КПРФ |
14 |
11 |
14 |
21 |
17 |
Яблоко |
12 |
23 |
12 |
13 |
10 |
СПС |
10 |
12 |
8 |
12 |
9 |
Народная партия |
3 |
2 |
1 |
4 |
5 |
АПР |
3 |
1 |
3 |
4 |
4 |
Партия возрождения |
2 |
4 |
0 |
1 |
2 |
. |
Среднее по стране |
Уральский |
Сибирский |
Дальневосточный |
Ни одна из перечисленных |
27 |
29 |
21 |
14 |
Затруднились |
23 |
28 |
18 |
15 |
Единая Россия |
20 |
22 |
33 |
31 |
ЛДПР |
15 |
18 |
12 |
42 |
КПРФ |
14 |
6 |
16 |
5 |
Яблоко |
12 |
16 |
9 |
4 |
СПС |
10 |
8 |
15 |
2 |
Народная партия |
3 |
3 |
3 |
8 |
АПР |
3 |
2 |
4 |
0 |
Партия возрождения |
2 |
2 |
5 |
0 |
Примечание: Жирным шрифтом выделены показатели, заметно выходящие за рамки средних по стране.
Таблица показывает, что наибольшее число людей, не замечающих активности партий в своем регионе, отмечается в Поволжье; «Единая Россия» особенно активна за Уралом; КПРФ — в Южном округе; ЛДПР — на Дальнем Востоке и в Северо – Западном округе, где так же отмечается активность «Яблока»; СПС наиболее успешен в Сибири.