Пресс-выпуски

Л. Седов ИНФОРМАЦИЯ К ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ

(анализ данных опроса 1600 респондентов, проведенного 13 – 16 ноября)

Последний прогноз наступает

Данные, анализируемые в помещенном ниже тексте, получены за три недели до выборов и могут считаться предварительным прогнозом с учетом того обстоятельства, что из числа активных избирателей 14% пока не определились в выборе конкретной партии и будут принимать решение в последние дни перед голосованием или прямо на избирательных участках. Поэтому в нашем прогнозе мы исходим из допущения, что голоса этих избирателей распределятся в той же пропорции, что и голоса уже сделавших свой выбор или они вообще не придут на выборы. В помещенной ниже таблице даются данные от общего списка избирателей, процент от числа намеренных принять участие в голосовании и расчетные данные с указанным пропорциональным распределением. Включены только те партии, которые набирают более полутора процентов.

.

От списка

От голосующих

Расчетный итог

Единая Россия

23

29

33-34

КПРФ

16

23

26-27

ЛДПР

6

8

8-9

СПС

5

6

6-7

Яблоко

5*

6*

5-6

Родина

3

3

~4

Партия пенсионеров+Партия

Социальной справедливости

2

2

~2

АПР

1

2

~2

Против всех

6

5

~5

-* в порядке убывания долей процента

Примечание: в выборке оказалась несколько завышена численность сторонников «Яблока», что вынудило исследователей сделать перерасчет, что привело к снижению прогнозируемого результата гипотетического голосования за эту партию.

Если результаты выборов будут соответствовать данному прогнозу, в списочной части Думы у «Единой России» окажется 95 мест, КПРФ получит 73 мандата, у ЛДПР будет 25 депутатов, СПС и «Яблоко», соответственно, 17 и 15. Техника всероссийских опросов не позволяет прогнозировать исход выборов в одномандатных округах, однако, опираясь на расчеты политических географов, отслеживающих положение дел в регионах, можно предполагать, что в окончательном составе Думы у пропрезидентских фракций будет примерно 63% голосов, т.е. без малого контрольный конституционный пакет.

Избирательная кампания

В начале месяца началась официальная предвыборная кампания с возможностью для партий и кандидатов вести активную агитацию. Эффект этих мероприятий достаточно заметен: если в конце октября о своем интересе к выборам заявляли 46% опрашиваемых (об отсутствии интереса — 50%), то в опросе 10 – 15 ноября интересующихся выборами стало 52% (не интересующихся — 44%). Впрочем, рост интереса нельзя относить только на счет агитационной активности. О том, что их интересуют агитационные материалы (плакаты, листовки, выступления, дебаты), в этом же опросе сказали 29%, а 70% проявили слабое (28%) или полное (42%) отсутствие интереса. Среди тех, кто реально собираются участвовать в выборах, а таких насчитывается 59%, интересуются агитацией 41% и не интересуются 59%.

Как явствует из помещенной ниже таблицы, наименьший интерес к предвыборной борьбе проявляют избиратели ЛДПР и те, кто голосуют против всех.

.

КПРФ

Единая Россия

СПС

Яблоко

ЛДПР

другая

Против всех

Очень интересуют

15

4

6

15

2

9

6

В какой-то мере интересуют

25

30

37

34

19

39

11

Не слишком интересуют

27

36

33

26

34

20

18

Совершенно не интересуют

33

29

24

24

44

32

65

Рекордсменами по части внимания к предвыборной агитации выглядят сторонники «Яблока» и миноритарных партий.

Другим важным параметром, определяющим степень восприимчивости к предвыборной агитации, является возраст. Молодые люди питают существенно меньший интерес ко всем видам агитационного воздействия. Это видно из следующей таблицы:

.

18 – 24 года

25 – 39 лет

40 – 54 года

55 лет и старше

Очень интересуют

2

2

6

13

В какой-то мере интересуют

21

19

25

26

Не слишком интересуют

33

28

26

28

Совершенно не интересуют

43

50

43

33

Любопытно также отметить, что интерес к выборам в Думу не связан с интересом к политике, как ее понимает население. О своем интересе к политике заявляют всего 35% респондентов, а 64% высказывают противоположное мнение. Свое участие в выборах многие, видимо, не рассматривают как политическое действие. И опять-таки среди интересующихся политикой находится немало тех, кто не проявляют интереса к предвыборной полемике.

Отдельный интерес представляют собой те избиратели, которые отвечают, что их не слишком интересуют предвыборные противоборства. Они же, как правило, считают, что от их участия в выборах мало что зависит, и выражают готовность голосовать за «Единую Россию». Это люди, привыкшие передоверять власти решение своих жизненных проблем, и доля таких людей в электорате «Единой России» (36%) выше, чем в других партиях. В целом по стране 43% одобрили решение руководства «Единой России» не участвовать в теледебатах (не одобрили 24%), а в электорате самой этой партии одобряющих набралось 61%.

Электоральная активность

По мере разворачивания предвыборной кампании численность намечающейся явки практически не претерпевает сколько-нибудь заметных изменений:

.

Опрос 24-30 октября

Опрос 13 – 16 ноября

Уверен, что не буду голосовать

16

15

Сомневаюсь, что буду голосовать

11

11

Не знаю, буду или нет

12

13

Скорее буду голосовать

20

24

Совершенно точно буду голосовать

38

36

Заметным образом повысилась активность электората «Яблока», в котором еще недавно было много сомневающихся в своем участии и активных избирателей насчитывалось 66%, а сегодня с 78% он вышел на второе место после КПРФ по доле желающих голосовать. Активность электоратов представлена в следующей таблице:

.

КПРФ

Единая Россия

СПС

Яблоко

ЛДПР

Не будут голосовать

6

15

17

15

17

Будут голосовать

82

74

69

78

69

КПРФ занимает первое место не только по активности, но и по сохранности своего электората. В нынешнем электорате коммунистов 72% — это те, кто и на прошлых парламентских выборах голосовали за КПРФ. Нельзя, однако, не отметить, что кремлевский проект по отрыванию от электората КПРФ избирателей за счет образования партий-карликов увенчался относительным успехом. Суммарный электорат этих партий на пятую часть состоит из бывших избирателей КПРФ и только лишь на одну десятую из избирателей «Единства». К пострадавшим партиям можно отнести и «Яблоко», также «отрядившее» в партии — миноритарии десятую часть своего суммарного электората.

Примечательно, что 27% опрошенных не помнят или не хотят отвечать на вопрос, за кого они голосовали на выборах в 1999 году. Особенно это просматривается в бывшем электорате ОВР. Только 1% респондентов помнит о своем голосовании за этот блок притом, что реально голосовавших было 8% (от списка). Таких непомнящих особенно много в электорате «Единой России» (32%) и в суммарном электорате малых партий (31%).

Замеченная активность партий на местах

Примерно половине населения деятельность политических партий на местах неизвестна. Остальные так или иначе откликаются на вопрос «Какие из следующих общероссийских политических партий и объединений наиболее активно участвуют в политической жизни вашего региона?». Начавшаяся агитационная кампания лишь в очень незначительной мере повлияла на заметность партий. Ответ «ни одна из перечисленных» давали 31% опрошенных в конце октября и 27% в середине ноября.

Интересно выяснить, как мнения об активности партий распределяются по регионам страны.

.

Среднее по стране

Северо — Западный

Центральный

Южный

Поволжский

Ни одна из перечисленных

27

21

29

22

35

Затруднились

23

20

27

25

23

Единая Россия

20

22

12

21

19

ЛДПР

15

21

16

11

11

КПРФ

14

11

14

21

17

Яблоко

12

23

12

13

10

СПС

10

12

8

12

9

Народная партия

3

2

1

4

5

АПР

3

1

3

4

4

Партия возрождения

2

4

0

1

2

.

Среднее по стране

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Ни одна из перечисленных

27

29

21 

14

Затруднились

23

28

18

15

Единая Россия

20

22

33

31

ЛДПР

15

18

12

42

КПРФ

14

6

16

5

Яблоко

12

16

9

4

СПС

10

8

15

2

Народная партия

3

3

3

8

АПР

3

2

4

0

Партия возрождения

2

2

5

0

Примечание: Жирным шрифтом выделены показатели, заметно выходящие за рамки средних по стране.

Таблица показывает, что наибольшее число людей, не замечающих активности партий в своем регионе, отмечается в Поволжье; «Единая Россия» особенно активна за Уралом; КПРФ — в Южном округе; ЛДПР — на Дальнем Востоке и в Северо – Западном округе, где так же отмечается активность «Яблока»; СПС наиболее успешен в Сибири.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):