Леонид Седов
ПРОХЛАДНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГОРЯЧИМ ТОЧКАМ
Данные апрельского опроса ВЦИОМ об отношении россиян к событиям в Израиле и Палестине свидетельствуют прежде всего о том, что российское общество (как и во многих других случаях) расколото примерно пополам. В данном случае на тех, кто равнодушен к израильско-палестинскому конфликту, и тех, кто занял какую-то позицию.
Представляется важным провести детальный анализ этих данных: по регионам, социально-демографическим категориям и политическим группам населения.
Равнодушные либо честно признаются, что вообще ничего не знают о происходящем в этих дальних краях (среди них есть и те, кто не ходит на выборы, и, как ни странно, сторонники “Яблока” и СПС), либо затрудняются выразить свое отношение (как правило, малообразованные люди, сторонники Жириновского), либо не сочувствуют ни тем, ни другим (чаще всего сельские жители, голосовавшие на президентских выборах против всех кандидатов).
Но и среди неравнодушных большинство предпочитают достаточно уклончивую, нейтральную формулу: “Сочувствую и тем, и другим в равной мере”. Такая позиция характерна для людей, причисляющих себя к верхней части среднего класса с демократическими взглядами. Лишь пятая часть опрошенных решается встать на чью-либо сторону, и соотношение здесь явно в пользу палестинцев (12% к 7%). Наиболее ангажированной в этом смысле выглядит Москва, где в пользу палестинцев высказывается треть респондентов (в основном сторонники КПРФ) и лишь 15% сочувствуют Израилю (преимущественно сторонники Явлинского).
Лидирует Москва и по числу тех, кто готов обвинить Израиль в том, что именно он, ведя агрессивную кампанию против народа Палестины, является источником и зачинщиком конфликта. Если в среднем по стране такого мнения придерживаются 19% респондентов, то среди москвичей их уже 35% (здесь к коммунистам добавляются приверженцы прежнего, еще не совершившего “прозападный кульбит” Жириновского).
Однако при том, что сочувствующих израильтянам всего 7%, тех, кто готов признать Израиль обороняющейся стороной, защищающей себя от палестинских террористов, — втрое больше (22%). Так считает, например, оппозиционно настроенная молодежь 24-29 лет в регионе Сибири — Дальнего Востока. То есть признание правоты Израиля еще не обеспечивает сочувствия израильтянам.
Отмеченное выше сочувствие палестинцам среди москвичей и признание права Израиля на защиту со стороны сибиряков вполне соответствует и представлениям о том, какие мотивы лежат в основе действий палестинцев. В среднем по России 29% опрошенных склонны видеть в них “религиозных фанатиков” (в Сибири и на Дальнем Востоке — 40%), а 21% — людей, “отчаявшихся перед лицом израильской агрессии” (в Москве таких 32%, преимущественно это сторонники ЛДПР).
И все же большинство россиян предпочитают уклониться от оценки действий конфликтующих сторон. Одни (34%) затрудняются ответить на соответствующий вопрос — часто это те же, кто собирается уклониться и от участия в президентских выборах. Другие (25%) готовы признать Израиль одновременно и агрессором, и потерпевшей стороной — такой двойственностью чаще грешат избиратели Явлинского в возрасте 40-49 лет.
Наконец, немалый интерес представляют собой данные, описывающие представления россиян о роли России и США в развитии конфликта на Ближнем Востоке. Здесь вырисовывается почти зеркальная картина, в которой на первый план выступает поджигательская роль США и примирительная роль России. Заметим, что особенно велика доля респондентов, склонных обвинять в поджигательстве Америку, в электорате Жириновского (66%) и в зажиточных слоях общества. Наоборот, примирительную роль США чаще отмечают москвичи (33%), среди которых много избирателей Явлинского.
Обобщая эту сумятицу мнений, можно заключить, что события на Ближнем Востоке мало затрагивают жизненные интересы россиян и преобладающим является настроение невмешательства, граничащее с формулой “чума на оба ваши дома”. Это вполне согласуется с данными прежних опросов, которые показывали, что ни Израиль, ни арабские страны не принадлежат к числу тех, кому большинство российских граждан доверяют или рассматривают в качестве возможных друзей и союзников. Впрочем, в “традиционную дружбу” с арабами продолжают верить около 20% россиян, и именно эта регулярно обнаруживаемая в опросах доля хорошо представлена и на сей раз.
Леонид Седов, ведущий научный сотрудник ВЦИОМ