А.А. Голов
ЗАПАДНЫЙ БИЗНЕСМЕН И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Профессиональной репутации западных бизнесменов в России отечественные предприниматели могут только завидовать. В представлениях россиян, главное качество западного бизнесмена – это деловая хватка, затем – трезвый расчет, рациональность, затем – высокий профессионализм, компетентность, затем – трудолюбие, затем – инициативность, настойчивость в достижении поставленных целей. И только на шестом месте такая непривлекательная, хотя и понятная черта, как жажда наживы. (Опрос ВЦИОМ 20-23 июля, 1600 человек от 18 лет и старше).
Отечественный предприниматель – это, для среднестатистического россиянина, — как бы негативное клише западного бизнесмена. На первом месте в данном случае отмечается жажда наживы, на втором – склонность к разного рода жульничествам и махинациям, затем – нежелание честно трудиться, затем – неразборчивость в средствах достижения своих целей. И только на пятом месте – деловая хватка.
Общий негативизм в оценках отечественных предпринимателей снижается с ростом социального статуса респондента. Все чаще за ними начинают признаваться те же профессиональные достоинства, что и у западных бизнесменов. И деловая хватка, и трезвый расчет, рационализм, и трудолюбие, и инициативность, настойчивость в достижении поставленных целей. Лишь одно достоинство отмечается все реже: честность, порядочность. Возможно, для наших предпринимателей, честность и порядочность – это пока еще профессионально недопустимая роскошь.