Л.А. Седов
ВЦИОМ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ИЮЛЕ 2001 ГОДА
Полтора года президентства В. Путина.
А пока мы перешагнули полуторагодичный срок правления второго российского президента в условиях относительного спокойствия в том, что касается настроений и ожиданий широких социальных слоев и многочисленных групп населения. Со стороны же политиков и активных общественных деятелей мы присутствуем как бы при миттельшпиле сложной шахматной партии, в котором гроссмейстеры производят трудно улавливаемые любителями маневры с фигурами, значение которых станет понятным лишь при переходе партии в окончание. Ясно только, что такие направленные на укрепление президентской власти ходы, как расправа с НТВ или взятие под контроль “Газпрома”, сильно укрепляют позиции президентской власти. В то же время сохраняющаяся разнородность правительственной команды и промедление со структурными и кадровыми преобразованиями в исполнительной власти остаются слабым местом в выстраиваемой президентом системе, способной преодолеть сопротивление надвигающимся реформам.
Реформам нужен “подогреф”.
Середина первого года нового века была отмечена повышенной активностью исполнительной власти и интенсивной, даже авральной работой уходящей на каникулы Думы по принятию законов, необходимых для реформирования как экономической, так и других сфер жизни общества.
Отвлекаясь от сложных перипетий проведения этих законов через пусть и достаточно послушный и управляемый, но все же подчас и строптивый законодательный орган, мы коснемся лишь той общественной атмосферы, в которой эти реформы осуществляются — степени осведомленности о каждой из реформ, связанных с не ожиданий и представлений о темпах ее осуществления. Полученные в опросах данные на это счет удобно представить в виде следующей таблицы:
Отношение к реформам в различных сферах
(в % к числу опрошенных 1600 респондентов, данные разных исследований типа экспресс, проведенных в течение лета-2001)
Ничего не слышал | Хоро-шие ожи-дания | Плохие ожида- ния | Ни хорошие, ни плохие | Рефор-ма Идет Очень Актив-но | Идет посте-пенно | Идет с трудом, или стоит | |
Административная | 26 | 19 | 15 | 30 | 1 | 12 | 40 |
Судебная | 17 | 31 | 10 | 32 | 2 | 20 | 42 |
Налоговая | 15 | 10 | 19 | 14 | 11 | 17 | 47 |
Образования | 12 | 36 | 14 | 32 | 6 | 25 | 43 |
Военная | 11 | 34 | 11 | 38 | 2 | 20 | 51 |
Пенсионная | 8 | 42 | 17 | 24 | 5 | 32 | 40 |
ЖКХ | 8 | 20 | 47 | 20 | 12 | 20 | 44 |
Как явствует из таблицы, население довольно хорошо осведомлено о реформах (хуже всего об административной, “антибюрократической”) и в значительной своей части связывает с ними положительные перемены (как сказано в вопросе, “для себя и своей семьи”). Исключением является реформа ЖКХ, в отношении которой почти у половины опрошенных существуют мрачные ожидания. Любопытно, что 12 % полагают, что она идет чрезвычайно активно, хотя она еще не запущена, а лишь обсуждается. Напротив, наиболее радужные надежды относятся к пенсионной реформе, которой (как и налоговой) приписываются довольно высокие темпы осуществления. Наиболее “застоявшейся” реформой выглядит военная, от которой, правда, и наименьшее число людей ждет чего-либо хорошего или плохого лично для себя и своих близких. Что касается судебной реформы, то наибольшую заинтересованность в ней и веру в благотворность ее результатов при детальном анализе обнаруживают зажиточные группы и слои общества с умеренно центристскими (“Отечество”) взглядами. Они же склонны отмечать медленные темпы этой реформы.
Отдельно коснемся отношения россиян к экономическим реформам в их совокупности. Половина опрашиваемых нами людей полагают, что, если Путин будет более решительно проводить в жизнь радикальные экономические реформы, уровень доверия к нему повысится, хотя при этом только трое из десяти ждут от них выигрыша для себя и своих семей и еще 28 % не ожидают ни хорошего, ни плохого. Правда, только 20 % считают, что доверие Путину способно выдержать даже реформы, требующие дальнейшего “затягивания поясов” (больше всего таких высказываний исходит от совсем молодых людей из числа сторонников Жириновского), или не обеспечивающие повышение благосостояния граждан в самое ближайшее время; 72-74 % опрошенных полагают, что в этом случае доверие станет снижаться.
Таким образом, сохранение или даже повышение жизненного уровня выглядит непременным условием удержания высокого уровня рейтинга В. Путина. В этой связи наиболее уязвимым местом становится жилищно-коммунальная реформа, предполагающая повышение в 2,5 раза оплаты жилья и коммунальных услуг. К приведенным выше табличным данным можно добавить, что положительно к реформе относятся 23 % респондентов, отрицательно — 56 % (31 % резко отрицательно). За повышение коммунальных расходов в 2,5 раза и систему адресных дотаций высказываются всего 16 %; без введения адресных дотаций — 44%. Формулируя свои главные претензии к реформе ЖКХ, большинство людей (38 %) заявляют только о своем несогласии ежемесячно платить в два с половиной раза больше, хотя только 19 % говорят о том, что платить не станут и даже примут участие в акциях протеста против повышения тарифов (12 %); 62 % против повышения, но обещают вести себя законопослушно. Четверть опрошенных отвергают реформу на том основании, что “государство в очередной раз обманет и заберет себе больше, чем вернет”. Самую большую решимость не платить и протестовать проявляют плохо люди с низким уровнем доходов в возрасте 50-59 лет, москвичи, а также сторонники Явлинского и Жириновского.
Другой острой проблемой, способной активизировать протестные настроения в стране, является вопрос о земельной собственности. Бойкотируя принятие нового Земельного кодекса, левые фракции Думы рассчитывали опереться на широко распространенное в народе негативное отношение к крупной частной собственности на землю (63 % против) и, особенно, к тому, чтобы равные с гражданами России права на землю имели иностранцы (против 86 %). Однако, примечательно, что демарш коммунистов и аграриев в Думе встретил одобрение только 6 % опрошенных (23 % возмущены, 13 % обеспокоены, 12 % позабавились, 15 % не испытали никаких чувств).
Наконец, необходимо сказать несколько слов об отношении населения к новому КЗОТу, предусматривающему большую свободу рук предпринимателей в плане увольнения работников, удлинения рабочего времени и т.п. Что поразительно, так это то, что граждане России наименее информированы именно о трудовом законодательстве (40 % ничего не слышали о новом кодексе) и, следовательно, проявляют к нему наименьший интерес. Из тех, кто знают содержание нового КЗОТа, только 10 % выступали за его принятие на том основании, что он отвечает новым экономическим реалиям, а 41 % высказывались против. Чаще всего противниками нового КЗОТа являются лица с высшим образованием из электората Явлинского.
Рейтинг глав государства и правительства.
В том, что касается общих оценок положения в стране, из глубин народного сознания социологам доносятся довольно противоречивые сигналы. С одной стороны, в последние два месяца впервые за все время выровнялись в положительную сторону показатели в ответе на вопрос, куда нас ведут события — в правильном направлении или в тупик. Тот и другой ответ в июне дали по 41 % опрошенных, а в июле это соотношение было 37 % / 42 % по сравнению с майским 34% / 46% . С другой стороны, лишь 28 % заявляют, что они удовлетворены нынешним экономическим курсом руководства страны, а 64 % высказываются противоположным образом. (В июне тех и других было 33 % и 61 %, а в мае — 35% и 57 %, т.е. удовлетворенность экономическим курсом постепенно снижается). И уж вовсе катастрофически выглядят оценки того, что происходит в стране в сфере морали и нравственности: удовлетворение высказывают 14 % и неудовлетворение 79 % (по сравнению с 19 % и 72 % в мае). Трудно сказать, чем вызвано такое внушительное падение положительных эмоций и носит ли оно временный и случайный характер или представляет собой тенденцию (тренд). Точно также, тем, что в целом происходит сейчас в стране, удовлетворены 28 % и не удовлетворены 64 %, а в мае изменения положения дел в стране удовлетворяли 34 % и не удовлетворяли 60 % опрашиваемых.
Из вышесказанного вытекает, что одобрение населением действий руководства связано не столько с текущей ситуацией, сколько все еще с надеждами на будущее. Одобряется не столько реальное положение, сколько некое направление движения. И даже не столько в экономическом плане, сколько в неопределенном “вообще”, ибо выше мы видели, что удовлетворение экономическим курсом руководства высказывает чуть больше четверти опрошенных, а деятельность правительства одобряют 40 %, не говоря уж о главе правительства М. Касьянове, деятельность которого одобряют 48 %, что представляет собой пик, не достигавшийся с июня 2000 года. Впрочем, и неодобрение его деятельности с тех пор выросло с 25 % до 35 %, и это означает, что большинство людей, ранее затруднявшихся дать свои оценки премьеру, в конце концов пришли к отрицательным заключениям.
Что касается рейтинга В. Путина, то за последние месяцы он демонстрировал колебательные движения на высоком уровне, как по показателям доверия ( 39 % в апреле, 47 % в июне, 41 % в июле), так и по электоральным показателям (в апреле 40 %, в июне 44 %, в июле 41 %). Одобрение же деятельности Путина все время колеблется вокруг 70 % при, примерно, 20 % неодобрения. Из всего массива социологических наблюдений “путинской эпохи” с достаточной определенностью явствует, что на самом деле у В. Путина имеется в стране 35 % твердо поддерживающих его людей (25 % в их числе — “беззаветно преданные”), 15 – 20 %, наоборот, не доверяют президенту и не одобряют его работу; остальная почти половина населения пребывает, в смысле своих политических пристрастий и решений, своих предпочтений и чувств, в своего рода “желеобразном” состоянии, и в этой части общества происходят колебательные движения рейтинга под влиянием достаточно неопределенных и сиюминутных факторов. Здесь на данный момент преобладают по отношению к В. Путину положительные эмоции, но никто не может поручиться за их устойчивость. Именно в этой половине народа наряду с одобрением деятельности президента широко распространено и мнение, что “население России уже устало ждать от В. Путина каких-то положительных сдвигов в нашей жизни?”, — согласны с таким суждением 47 % опрашиваемых, и этот уровень держится, начиная с августа 2000 года.
Пока еще рейтинг Путина остается “рейтингом надежд”. И хотя за последние месяцы несколько снизился уровень “экономических” ожиданий — на три пункта стало меньше людей, полагающих, что Путин сможет вывести страну из кризиса (63 %), и на 4 пункта меньше тех, кто думают, что ему удастся повысить уровень жизни (59 %), эти подвижки носят колебательный характер и по масштабам своим не велики. К тому же они вполне компенсируются снижением связанных с Путиным беспокойств, носящим вполне трендовый характер: беспокойство тем, что Путин связан с “семьей” понижалось с 51 % в январе 2000 года, до 48 % в октябре, 37 % в апреле 2001 года и 32 % сегодня (28 % по прежнему убеждены, что Путин находится под влиянием бывшего окружения Ельцина, а 22 % — что он на него опирается); беспокойство относительно того, что он может испортить отношения с мировым сообществом, за последние два месяцы упало с 36 % до 32 %. Единственным сильно беспокоящим общество обстоятельством продолжает быть то, что Путин не сможет решить чеченскую проблему, но и здесь по сравнению с октябрем 2000 года произошло смягчение беспокойства с 80 % до 73 % (не беспокоящихся стало 23 % вместо 17 %). Правда, и надежды на то, что Путин сможет добиться решения чеченской проблемы, постепенно идут на убыль. Изменения в соотношении “сможет / не сможет” выглядят следующим образом: 67 / 28 в июне 2000 года; 61 / 32 в октябре; 54 / 39 в июне 2001 года. В июле только 3 человека из каждых 10 опрошенных сочли, что Путин более или менее успешно справляется с проблемами разгрома боевиков в Чечне, 6 же человек дали отрицательный ответ. (Кстати, соответствующие оценки действий российских войск в Чечне более благоприятны — 46 % считают их успешными и 43 % безуспешными. В этих “ножницах” между оценками чеченских достижений президента и армии коренится опасная для Путина возможность попадания во все большую зависимость от военных).
Чеченская проблема.
Как видим, война в Чечне продолжает оставаться одной из острейших проблем, хотя и пребывает на периферии сознания общества, не становясь, как во время первой войны, острым пунктом вменения властям. То, что не было позволено “Юпитеру” — Ельцину, то оказалось позволено “быку”. Только 14 % указывают на эту “странную войну” как на свою основную претензию к деятельности правительства. Правда, продолжает расти число выступающих за переговоры. В мае оно увеличилось на 4 пункта и достигло рекордной величины в 58 %, но в июле снова снизилось до 53 %. За продолжение военных действий высказывается устойчивое меньшинство — 33 % — 36 %, а в случае больших потерь — 24 % — 27 % (наиболее настроены на продолжение войны благополучные граждане из электоратов “Единства”, СПС и ЛДПР, а за мирные переговоры чаще выступают москвичи и сельские жители, пожилые люди из электората КПРФ и, как ни странно, те, кто голосуют не за ЛДПР, а именно за Жириновского). Но особенно важно, что общество в своем большинстве (63 %) осознает, что следствием этой войны является ослабление моральных устоев общества и расползание насилия, и лишь 24 % опрошенных утверждают, что происходящее в Чечне способствует укреплению боевого духа армии и всего народа. (Чубайс, с его высказываниями в начале войны о ее “духоподъемных” свойствах, явно промахнулся).
О крайнем ожесточении по отношению к чеченским боевикам говорит тот факт, что в случае, если они не сложат оружие и будут пойманы федеральными силами, расстреливать их без суда и следствия предлагают 35 % респондентов и еще 33 % считают, что их надо приговорить к смертной казни по суду (вообще за существование в России смертной казни за тяжкие уголовные преступления высказываются 72 %). Если же произойдет добровольная сдача боевиками оружия, число одобряющих расстрел на месте снижается до 15 % и смертный приговор суда — до 26 %. Выходит, что в сумме смертную казнь для боевиков даже в случае добровольной сдачи ими оружия приветствуют две пятых жителей страны. Страшная месть!
Подобное же ожесточение распространяется и на мирных жителей Чечни, ибо 55 % опрошенных полагают, что проводимые военными “зачистки” в различных населенных пунктах являются необходимой и оправданной мерой, и лишь 24 % оценивают их как бессмысленные и бесчеловечные в отношении мирного населения Чечни.
Главные источники внутренней опасности.
Впрочем, Чечня далеко не единственный и, может быть, даже не главный источник чувств напряженности, беспокойства и страха, которые испытывают жители России. В ответах на вопрос “Чувствуете ли вы себя в безопасности в том районе города (поселке, селе), где вы живете?” отрицательно высказались 59 % и лишь 37 % дали положительный ответ. Тот же вопрос относительно России в целом дал соответственно 65 % и 25 %. Вопрос задавался в определенной связке с вопросами о работе милиции, неудовлетворенность деятельностью которой по месту проживания выразили 63 % (удовлетворенность — 28 %) и для России в целом 67 % (20 %). Когда-то, будучи министром МВД, А. Куликов заявлял, что “объективную оценку работе милиции может дать только население… Если только 20 % населения довольны нашей милицией — это очень плохо, 50 % — уже хорошо”. Как видим, пока население ставит милиции плохую оценку, и проводящиеся сегодня реформы органов внутренних дел ставят своей целью вернуть милиции доверие людей.
Отметим также, что около 60-65 % россиян, живущих с ощущением опасности, только 42 % указывают на то, что в последние 2 — 3 года они пострадали от ущемления их прав и интересов, и указали источник ущемления. По 11 % случаев пришлось на руководителей предприятий, непосредственных начальников на работе и работников торговли, сферы обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства. Сразу за этими источниками несправедливости и недовольства идут местная власть и милиция (по 10 %). От хулиганов и преступников страдает меньшее, чем от милиции, число жителей России — 7 %, столько же, сколько от работников здравоохранения.
Картина внешнего мира.
Середина нынешнего полугодия была временем повышенной внешнеполитической активности на всех направлениях. Поездка Путина в Китай, его встреча с Бушем, проведение саммита СНГ и встреча “шанхайской пятерки”, на глазах превратившейся в шестерку, наконец, участие Путина во встрече “восьмерки” в Генуе — все эти события знаменовали собой попытки поиска Россией своего места в меняющемся мире, выработки тактики и стратегии внешнеполитического поведения с учетом изменившегося баланса сил. Учитывать приходится не только объективные обстоятельства, но и бытующие в обществе представления и настроения, которые, конечно же, отчасти формируются под воздействием государственной политики, но и сами по принципу обратной связи на нее влияют.
Главное, что выявляется в опросах — это абсолютная неготовность российских граждан снизить свои претензии на выдающуюся роль в международных делах и смириться с положением державы второго эшелона или, тем более, с полным отказом от внешнеполитических амбиций и сосредоточением на решении внутренних проблем. С последним курсом готовы согласиться всего 16 %, а с помещением в один ряд с Бразилией, Южной Кореей и т.п. — 12 %. Зато 31 % считают, что основной целью внешней политики должно стать возвращение стране статуса супердержавы, какой был у СССР, и еще 23 % видят цель в том, чтобы страна вошла в первую пятерку наиболее развитых стран мира. Членство в “большой восьмерке” считают важным для России 67 % респондентов, не важным — только 17 %. И примечательно, что конфронтационную задачу “стать лидером широкого блока государств, противостоящих глобальным претензиям США” поддерживают всего 5 % (чаще всего молодые провинциальные “отморозки”, голосующие против всех теперешних политиков).
И все же, ощущение существования у России враждебного окружения не покидает россиян. Две трети опрошенных видят в нашем окружении страны, могущие стать возможными противниками России в будущих военных конфликтах, а также те, кто могут стать в таких конфликтах союзниками нашей страны. Только 16 % жителей России не предвидят возможности таких конфликтов и не усматривают противника ни в одной из стран. Группу стран — вероятных противников с большим отрывом возглавляет Афганистан (талибы; 45 %). Затем следуют страны Балтии (вот уж грозный агрессор, названный 20 % опрошенных!), арабские страны (18 %) и США (19 %, но 5 % упоминают их и как вероятного союзника).
Поразительной двойственностью отличается отношение российских граждан к Китаю. С одной стороны, почти половина людей видят в Китае или будущего союзника (31 %) или даже друга (15 %) и только 16 % усматривают в нем опасного соседа, а 3 % даже потенциального врага (21 % отвечают “ни союзник, ни противник”). С другой стороны, только 24 % находят полезным широкое участие китайских фирм и работников в освоении богатств Сибири и Дальнего Востока, а 56 % полагают, что это опасно для России. Как тут не вспомнить про дружбу и табачок?
Как бы то ни было, но именно на фоне таких достаточно разноречивых взглядов россиян на внешний мир приходится Путину выстраивать свой внешнеполитический курс, и надо сказать, делает это он, по мнению соотечественников, достаточно успешно. Во всяком случае, это единственный аспект его деятельности, получающий неизменно положительный баланс оценок: 62 % отмечают успешность его действий по укреплению международных позиций России, 27 % считают их мало успешными. Правда, только четверть респондентов относит внешнеполитическую деятельность к числу приоритетных направлений политики властей (46 % считают таковыми действия по повышению зарплат и пенсий) и потому только 17 % ставят внешнюю политику на первое место в перечне главных достижений президента.
Партийное строительство.
Следовательно, различные взгляды на международное положение России и на ее внешнеполитический курс — это не единственное и, разумеется, не главное, что разводит людей по разным избирательным когортам. Этот процесс носит гораздо более сложный характер и на сегодняшний день характеризуется тем, что даже среди тех, кто не собираются голосовать за Путина или “Единство”, число одобряющих его деятельность больше числа высказывающих неодобрение. Даже в наиболее “оппозиционном” электорате КПРФ соотношение одобрения / неодобрения выглядит как 64 % / 29 %. СПС в этом плане являет собой полнейший филиал “партии власти” (86 % / 9 %), опережая даже как бы пытающееся объединиться с “Единством” “Отечество” (77 %/ 18 %). Даже среди тех, кто выражают свои симпатии открыто вступившему в острую конфронтацию с Путиным Б. Березовскому (таких в стране 9 %; в основном это люди из электората ЛДПР, но в последнее время наблюдается и приток из “яблоневого сада”), больше половины отдали бы свои голоса Путину на условных выборах “в ближайшее воскресенье”. Все это говорит о том, что в стране в данный момент, по существу, нет организованной оппозиции, опирающейся на сплоченную электоральную базу, и лидеров, способных таковую возглавить.
Результатом такого положения является то, что все большее число людей заявляют, что у них нет симпатий ни к одной из политических сил (32 % в июне 2000 года; 36 % в ноябре 2000 года; 39 % в марте 2001 года; 41 % в июле 2001). И наибольшие потери в этой связи несут “демократы” (25 % симпатизирующих в апреле 2000; 17 % в ноябре 2000; 16 % в марте 2001; 12% в июне 2001). Примечательно, что решающий спад симпатий к “демократам” произошел именно тогда, когда состоялись важные объединительные мероприятия — съезд “правых сил”, а затем и совещание всех демократических партий. Похоже, что эти объединительные усилия нимало не впечатлили значительную часть ранее сочувствовавших “демократам”. Убыль больше коснулась молодых людей (до 25 лет) с высшим образованием, принадлежавших к электоратам как “Яблока”, так и СПС. В результате произошло сокращение электорального потенциала этих партий: “Яблока” — с 9 % в январе, 10 % в мае до 6 % в июле; СПС — с 11 % в январе и мае до 8 % в июле (в % от числа собирающихся голосовать и определившихся в своих предпочтениях). Зато все это время продолжала набирать очки партия Жириновского — 6 % в январе, 7 % в мае, 8 % в июне (в июле произошел спад на уровень 5 %).
Объединительные попытки мало что меняют в положении “Единства” и “Отечества”. Данные опросов показали, что за “Единство” могло бы “определенно” проголосовать 17 % избирателей (и еще 18 % при определенных условиях; на выборах “в ближайшее воскресенье” — 15 %). За “Отечество” могут “определенно” проголосовать 8 % (условно 20 %; “в ближайшее воскресенье” — 3 %). За блок же этих партий “определенно” голосуют всего 8 % (и 21 % условно; на выборах “в ближайшее воскресенье” — 18 %). Анализ показывает, что пятая часть в потенциальном электорате “Единства” и 28 % в электорате “Отечества” отвергают их полное слияние.
***
Заключая этот маленький обзор общественных настроений в конце полуторогодового пребывания у власти В. Путина, можно констатировать, что его правление протекало в условиях чрезвычайно благоприятного, с точки зрения народной поддержки, климата (или погоды). Экзамен выстроенной им “вертикали власти” переносится на осень или даже на следующий год, когда начнут претворяться в жизнь реформы, затрагивающие материальные интересы и широких масс, и влиятельных финансово-экономических групп и лиц. Вряд ли это может вылиться в широкое оппозиционное движение, но та часть общества (15 — 20 %), которая уже сегодня отказывает президенту в доверии и не одобряет его работу, способна активизироваться и вовлечься в локальные вспышки недовольства, скорее всего с левацким уклоном, но и с появлением новых вождей с криминальным оттенком, “настоящих буйных”, умеющих завоевывать симпатии наших людей и вести их за собой (Клементьев, Быков — характерные представители такого типа лидеров). Трудно сомневаться в том, что подобные “бунташные” проявления меньшинства не смогут поколебать к концу первого президентского срока электоральный потенциал Путина, достаточный для победы над любым соперником, тем более что на умеренном политическом горизонте пока не просматривается новых деятелей, способных предложить публике какие-либо соблазнительные альтернативы путинскому курсу на поддержание “национального достоинства”, совпадающему с сокровенными чаяниями большинства народа. (Как выразился один влиятельный американский политсоветник: “Предвзятость в России по отношению к богатой Америке — это как внутренний демон, который сидит в русской душе”). На сегодняшний день ближайший к Путину претендент на президентский пост Г. Зюганов проигрывает ему 30 пунктов, в том числе и в традиционных для сторонников последнего возрастных группах (старше 50 лет). Едва ли можно ожидать появления конкурентоспособной фигуры и на правом фланге политического фронта (думается, что Чубайса с Немцовым, ждут в этом смысле, большие разочарования). Даже минимальный электоральный потенциал верных приверженцев В. Путина (25 — 30 %) будет достаточным для успеха на предстоящих выборах.
Так что серьезного сопротивления продлению президентского срока можно ожидать не от многочисленных избирательных когорт и четко очерченных социальных групп, а скорее от могущественных элитарных клик, от “олигархов”, даже многих из тех, кто сегодня находятся в “приближенном ко двору” состоянии и проявляют полную лояльность президенту. Похоже, что, в этом смысле, Путина ждут не самые легкие три года, но лишь пройдя через эти испытания, он сможет утвердиться на еще один или даже два уже более надежных президентских срока.