ВЦИОМ представляет результаты представительного экспресс-опроса 1600 россиян, проведенного 1 — 5 июня 2001 года. Распределение ответов на некоторые вопросы этого исследования приводятся в процентах от числа опрошенных.
Опрос проводился в 83 населенных пунктах, 33 регионов страны (150 точек опроса).
Статистическая погрешность в пределах 3,8%
Данные приведены в % от числа опрошенных.
В этом выпуске:
СЕЙЧАС МНОГО ГОВОРЯТ О ПЛАНАХ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ. О НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ СЧЕТАХ И ТОМУ ПОДОБНОМ. ИНТЕРЕСУЕТ ЛИ ВАС ЭТА ПРОБЛЕМА?
КАКУЮ ДОЛЮ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ДОЛЖНА СОСТАВЛЯТЬ ПЕНСИЯ ОТ УРОВНЯ ЗАРПЛАТЫ ДО ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ?
А КАКУЮ ДОЛЮ СЕЙЧАС РЕАЛЬНО СОСТАВЛЯЕТ СРЕДНЯЯ ПЕНСИЯ ОТ СРЕДНЕГО УРОВНЯ ЗАРПЛАТЫ?
Должна составлять | Реально составляет | |
50% | 6 | 32 |
55% | 1 | 4 |
60% | 2 | 5 |
65% | 1 | 2 |
70% | 7 | 5 |
75% | 6 | 2 |
80% | 12 | 3 |
85% | 4 | 1 |
90% | 7 | 1 |
95% | 4 | 1 |
100% | 26 | 1 |
Затруднились ответить | 24 | 43 |
СТАЛИ БЫ ВЫ ДОБРОВОЛЬНО ОТЧИСЛЯТЬ ДЕНЬГИ ОТ СВОЕЙ ЗАРПЛАТЫ НА СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЛИЧНЫЙ НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЙ СЧЕТ, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ ВПОСЛЕДСТВИИ «ДОБАВКУ» К ОБЫЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ?
Определенно да/Скорее, да | 51 |
Определенно нет/Скорее, нет | 40 |
Затруднились ответить | 9 |
ПОМИМО 13%-НОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГА ГОСУДАРСТВО БЕРЕТ С ПРЕДПРИЯТИЙ НАЛОГ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД В РАЗМЕРЕ 28% ОТ ЗАРПЛАТЫ.
ЕСЛИ БЫ ВАМ, СВЕРХ ВАШЕЙ ЗАРПЛАТЫ, ОТДАВАЛИ ПОЛОВИНУ ИЗ ЭТИХ 28%, СТАЛИ БЫ ВЫ ОТЧИСЛЯТЬ ИХ НА ЛИЧНЫЙ НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЙ СЧЕТ, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ ВПОСЛЕДСТВИИ «ДОБАВКУ» К ОБЫЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ?
ЕСЛИ БЫ ВЫ ВСЕ ЖЕ СТАЛИ БЫ ОТЧИСЛЯТЬ КАКИЕ-ТО ДЕНЬГИ НА ЛИЧНЫЙ НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЙ СЧЕТ, ВЫ БЫ ПРЕДПОЧЛИ, ЧТОБЫ ОН БЫЛ РАЗМЕЩЕН ГОСУДАРСТВОМ В ЕДИНОМ ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ ИЛИ СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННОМ ДЛЯ ЭТОЙ ЦЕЛИ БАНКЕ — ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБРАТЬ?
Предпочел бы, чтобы он был размещен государством в едином пенсионном фонде или специально созданном для этой цели банке | 56 |
Предпочел бы самостоятельно выбрать, в каком их нескольких финансовых институтов разместить свой накопительный пенсионный фонд | 27 |
Затруднились ответить | 17 |
ГДЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЛЕДУЕТ РАЗМЕЩАТЬ ДЕНЬГИ, СОБРАННЫЕ НА ЛИЧНЫХ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ СЧЕТАХ?
(сумма ответов превышает 100%, т.к. можно было дать несколько ответов)
В Сбербанке или других российских государственных банках | 59 |
В зарубежных банках | 11 |
В российских коммерческих банках (доверенных банках правительства России) | 6 |
В ценных бумагах, выпущенных правительством России | 5 |
В акциях российских компаний | 4 |
В акциях зарубежных компаний | 3 |
В ценных бумагах, выпущенных правительствами развитых зарубежных стран | 2 |
Другое | 4 |
Затруднились ответить | 16 |
КАК СЛЕДУЕТ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ НА НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ СЧЕТА?
Выплачивать пенсию нынешним пенсионерам | 33 |
Использовать отчасти и первым, и вторым, и третьим способом | 24 |
Пускать «в рост», вкладывать в инвестиционные проекты | 19 |
Хранить без движения и без риска потерять | 11 |
Затруднились ответить | 13 |
КВАРТИРНО-КОММУНАЛЬНО-УСЛУЖНЫЙ ВОПРОС
КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ, НАСКОЛЬКО ПРИЕМЛЕМ ДЛЯ ВАШЕЙ СЕМЬИ НЫНЕШНИЙ УРОВЕНЬ ОПЛАТЫ ЗА ЖИЛЬЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?
1997 | 2001 | |
Не оплачиваем (за нас платят предприятие и т.п.) | 11 | 5 |
Слишком высокая | 50 | 52 |
Высокая, но терпимая | -* | 32 |
Приемлемая, не представляет трудностей | 29 | 8 |
Затруднились ответить | 10 | 2 |
-* в 199 году не было такого варианта ответа
ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ 12 МЕСЯЦЕВ ЗАДЕРЖИВАТЬ ОПЛАТУ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ? И ЕСЛИ ДА, ТО НА КАКОЕ САМОЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ?
1997 | 2001 | |
Не приходилось | 41 | 54 |
На несколько дней | 8 | 10 |
На 2-3 недели | 8 | 6 |
На один месяц | 10 | 7 |
На 2 месяца | 9 | 6 |
На 3 месяца | 8 | 5 |
Более чем на 3 месяца | 10 | 7 |
Затруднились ответить | 7 | 5 |
На вопрос «ИМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО КВАРТПЛАТЕ, И ЕСЛИ ДА, ТО ЗА СКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ?» 68% россиян ответили, что этой задолженности не имеет, 7% затруднилось ответить. А должники по квартплате в среднем должны за 4 месяца, а максимально — за 3 года.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОСЛЕ ПОВЫШЕНИЯ В 2 — 2,5 РАЗА КВАРТПЛАТА БУДЕТ ДЛЯ ВАШЕЙ СЕМЬИ:
Не оплачиваем (за нас платит предприятие и т.п.) | 4 |
Слишком высокой | 83 |
Высокой, но терпимой | 9 |
Приемлемой, не будет представлять трудностей | 2 |
Затруднились ответить | 2 |
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, УЛУЧШИТСЯ ЛИ В ХОДЕ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КАЧЕСТВО КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЬЕ, ПОДЪЕЗДОВ, ПРИДОМОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ?
Ниже приведены данные опроса ВЦИОМ 25-29 мая 2001.
12 ИЮНЯ — ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ТОЧНО, КАКОЙ ПРАЗДНИК ОТМЕЧАЕТСЯ В ЭТОТ ДЕНЬ?
97 | 98 | 99 | 00 | 2001 | |
Годовщина выборов первого Президента России | 8 | 7 | 6 | 5 | 3 |
Годовщина принятия декларации о независимости России | 7 | 8 | 6 | 9 | 9 |
День Независимости России | 51 | 48 | 50 | 51 | 57 |
Другое | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 |
Не знаю, затруднились ответить | 21 | 22 | 26 | 26 | 20 |
Не считаю этот день праздником | 11 | 12 | 10 | 6 | 8 |
Обращаем внимание коллег, что вопрос о 12 июня был открытым, т.е. респонденты сами называли праздник, который по их мнению празднуется нашей страной 12 июня. В перечне нету ПРАВИЛЬНОГО ответа — т.е. никто из наших соотечественников не знает, что этот день называется Днем Провозглашения Суверенитета России, для россиян понятие суверенитета и независимости, видимо, неразрывны.
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, НЕЗАВИСИМОСТЬ ПОШЛА ВО БЛАГО ИЛИ ВО ВРЕД РОССИИ И ДРУГИМ РЕСПУБЛИКАМ БЫВШЕГО СССР?
98 | 2000 | 2001 | |
Определенно во благо/скорее во благо | 27 | 28 | 33 |
Определенно во вред/скорее во вред | 57 | 57 | 49 |
Затруднились ответить | 16 | 15 | 18 |
Как видно из приведенных данных за последний год на 5% выросло количество россиян убежденных в том, что существование республик в независимом друг от друга состоянии пошло этим республикам на пользу.
*ОБРАЗОВАНИЕ ДАЮТ, ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛУЧАЮТ
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О СОДЕРЖАНИИ ПРОВОДЯЩЕЙСЯ СЕЙЧАС РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, И ЕСЛИ ДА, НАСКОЛЬКО ХОРОШО ВЫ О НЕЙ ОСВЕДОМЛЕНЫ?
Довольно хорошо | 5 |
В общих чертах | 29 |
Довольно плохо | 29 |
Ничего не слышал об этом | 37 |
Затруднились ответить | 0 |
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАК ПОВЛИЯЕТ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ПО КОТОРЫМ БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ БУДУТ ПЕРЕЧИСЛЯТЬСЯ В УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ЗА ОБУЧЕНИЕ КОНКРЕТНОГО УЧЕНИКА?
Они ни улучшат и ни ухудшат качество образования | 29 |
Они несколько улучшат качество образования | 20 |
Они значительно улучшат качество образования | 9 |
Они несколько ухудшат качество образования | 9 |
Они значительно ухудшат качество образования | 5 |
Затруднились ответить | 28 |
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИДЕЕ УВЕЛИЧЕНИЯ СРОКА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С 11 ДО 12 ЛЕТ?
1999 | 2001 | |
Целиком положительно/скорее, положительно | 25 | 25 |
Скорее отрицательно/резко отрицательно | 58 | 63 |
Затруднились ответить | 17 | 12 |
Результат налицо — за 2 года количество сторонников 12-летки не увеличилось ни на йоту, количество противников выросло на 5%. . Любопытно отметить, что педагоги сами крайне скептически относятся к идее 12-летки и настаивают взглянуть на проблему реально, на необходимость изменения прежде всего структуру преподаваемых предметов. То, что реформа поможет сохранить рабочие места в школах с точки зрения педагогов, также подлежит сомнению: из-за нечеткости программных требований и постоянных изменений в статусе школ, гимназий и лицеев наблюдается отток преподавателей из учебных заведений, так что очередное нововведение вряд ли укрепит желание учителей оставаться на местах.
В общем, переход на 12-летнюю систему обучения в школах, как и в случае с пяти/шестидневкой, вызывают опасения, недоумения и возражения.
Сразу отметим, что высказывались «за» или «против» 12-летки в равной степени как мужчины, так и женщины. Более или менее одобрительно отнеслись к перспективе 12-летнего обучения молодежь 18-24 лет — еще по большей части не обремененная семьей и, видимо, не очень задумывающаяся над глубиной проблемы и максималистски приветствующая инициативы «догнать и перегнать» Запад в плане образования; люди со средним образованием; не участвовавшие в первом туре выборов Президента-2000; по роду занятий — преимущественно руководители и управленцы; те респонденты, у кого в семье проживает более 5 человек; в основном — с низкими среднедушевыми доходами и у которых на питание уходит примерно половина семейных доходов; жители сел. Соответственно, по другую сторону баррикад: люди 40-54 лет; с высшим образованием; по роду занятий — преимущественно независимые предприниматели, военнослужащие и домохозяйки; те респонденты, у кого в семье проживает 5 человек; люди с высокими среднедушевыми доходами и у которых на питание уходит менее половины семейных доходов; те, кто уровень покупательской способности своей семьи оценивает как «денег хватает на одежду и продукты, но для нас невозможна покупка вещей длительного пользования»; жители больших городов.
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИДЕЕ ОТМЕНЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В ВУЗЫ И ПОСТУПЛЕНИЯ В НИХ НА ОСНОВЕ ЕДИНОГО ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА, КОТОРЫЙ СДАЕТСЯ ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ?
Целиком положительно/скорее, положительно | 40 |
Скорее отрицательно/резко отрицательно | 28 |
Затруднились ответить | 22 |
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ТОЧНЕЕ МОЖЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКА:
Устный экзамен | 49 |
Письменный тест | 37 |
Затруднились ответить | 14 |
ГДЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ОТКРЫВАЕТСЯ МЕНЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ПРИ ВЫСТАВЛЕНИИ ОЦЕНКИ:
На устном экзамене | 46 |
При обработке результатов письменного теста | 37 |
Затруднились ответить | 17 |
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ДИПЛОМ КАКОГО ВУЗА ВНУШАЕТ СЕЙЧАС БОЛЬШЕ ДОВЕРИЯ — РОССИЙСКОГО ИЛИ ЗАРУБЕЖНОГО?
А КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ДИПЛОМ КАКОГО ВУЗА ВНУШАЕТ СЕЙЧАС БОЛЬШЕ ДОВЕРИЯ — РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА ИЛИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО (ПЛАТНОГО) ВУЗА?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НАСКОЛЬКО ВАЖНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЫ, ХОРОШО УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ?
Это имеет существенное значение | 58 |
Это имеет некоторое значение | 23 |
Это не имеет существенного значения | 13 |
Это не имеет никакого значения | 5 |
Затруднились ответить | 1 |
Школа дает знания в системе, не развлекает и не дает выбора с первого дня, воспитывая культуру отношения к жизни. Чего-то от нас хочет школа, чего-то мы хотим — от школы, образование дают — детям, образование получают — дети, и важно так подать знания, чтобы наши дети сумели их взять
.