Индекс потребительских настроений (ИПН) в феврале продолжилпадение: по сравнению с декабрем 2008 он снизился на 18%, что сопоставимо с темпами его снижения осенью 2008 года. В отличие от осеннего периода, в февралепо сравнению с декабрем частный индекс ожиданий (ИО), являющийся компонентойИПН, сократился в меньшей степени – на 16%, в то время как оценки текущегоположения сократились на 22%.
Столь значительной ухудшение оценок текущего положениясвязано с динамикой оценок собственно текущего материального положения(снижение на 27%), в то время как оценки ситуации на потребительском рынке(индекс крупных покупок) сократился «всего» на 18%.
Примечательной особенностью изменений потребительскихнастроений в первые месяцы 2009 года является опережающее ухудшениесамочувствия наиболее обеспеченной части российского общества (те примерно 15%,кто составляет относительно массовый слой наиболее обеспеченных семей по потребительскому статусу (могут без труда приобретать товары длительногопользования, их часто ассоциируют со средним классом)). В этой группе ИПН за два месяца снизился на 23% (против 18% в среднем, см. Таб. 1). Столь заметное ухудшениенастроений в этой группе произошло, прежде всего, за счет снизившихся почти на треть оценок ближайших (на 1 год) перспектив личного материального положения и экономического положения в стране.
Ситуация собственно на потребительском рынке такжепродолжает ухудшаться – население все более сокращает спрос. Индекс крупныхпокупок (разность между оценками хорошее и плохое время для крупных покупок+100) снизился со 121 пункта в сентябре 2008 до 78 пунктов в феврале 2009г.(см. Рис. 1)
Кроме того, во всех слоях населения идет плавныйпроцесс отказа от ранее запланированных крупных расходов (см. Таб. 2). В февраледаже в самой высокодоходной группе доля тех, кто предпочитает отказаться открупных расходов, превысила долю тех, кто стремится их ускорить (эффект«ажиотажного» спроса) и сравнялась с долей не меняющих свои планы. Во всехпрочих слоях населения (т.е. 80-85% российских семей), отказ от потребительскихрасходов (в противоположность практике «сбрасывания» денег в потребительскиетовары) с самого начала кризиса был преобладающей стратегией.Марина КРАСИЛЬНИКОВА, руководитель отдела изучения доходов и потребления
Таблица 1. Динамика индекса потребительских настроений
Март.08 |
сен.08 |
дек.08 |
фев.09 |
|
ИПН в среднем |
123 |
117 |
93 |
76 |
В том числе по группам потребительского статуса |
|
|||
Не хватает на питание |
84 |
71 |
58 |
|
Хватает только на питание |
104 |
81 |
67 |
|
Хватает на питание и одежду |
123 |
95 |
82 |
|
Хватает на товары длит. пользования |
137 |
115 |
89 |
|
Изменения в %% к предыдущему замеру: |
|
|||
ИПН в среднем |
21% |
18% |
||
Не хватает на питание |
15% |
18% |
||
Хватает только на питание |
22% |
18% |
||
Хватает на питание и одежду |
22% |
14% |
||
Хватает на товары длит. пользования |
16% |
23% |
Рисунок 1. Динамика индекса крупных покупок
Таблица 2. Динамика отказа от крупных расходов
дек/фев |
будем делать в те сроки, |
постараемся поторопиться |
отложим эти покупки/ |
Потребительский статус: |
|||
«Семья едва сводит |
18/20 |
21/13 |
61/67 |
«Денег хватает на продукты |
31/26 |
23/24 |
46/50 |
«Семья может без труда |
39/36 |
33/28 |
28/36 |
в среднем |
30/27 |
25/22 |
45/51 |