А.А.Голов
О ХОРОШЕМ И ПЛОХОМ ОТНОШЕНИИ РОССИЯН К ДРУГИМ СТРАНАМ
Данные опроса ВЦИОМ, проведенного 23-25 сентября (всероссийская репрезентативная выборка, N=1600), свидетельствуют о безусловном преобладании у россиян хорошего отношения ко всем предложенным для личной оценки странам. В ряду оцениваемых стран наибольшие симпатии у россиян вызывают в настоящее время Германия, Франция и Индия. Наименьшее – страны Балтии и Иран.
Молодежь особенно часто симпатизирует Франции и Германии, те, кто постарше – Германии и Индии, пожилые люди – Индии и Франции.
Возрастные распределения симпатий к Индии и к Ирану очень похожи между собой, имеют сходный рисунок. Сходны очертания подобных рисунков и в большинстве других случаев – хотя объекты симпатий при этом разные. Повышенными симпатиями почти ко всем оцениваемым странам выделяется возрастная группа 40-49 лет. Как видно, симпатии к другим странам могут мало зависеть от особенностей этих стран. Иногда бывает достаточно и просто того, что это другая страна.
38% россиян, выразивших свое отношение к предложенным для оценки странам, ко всем этим странам относятся хорошо, и 6% — ни к одной из них. Эти цифры дают ориентировочное представление о распространенности в стране хорошего общего, недифференцированного отношения ко всем зарубежным странам, хорошего отношения к “зарубежью”. Дифференцированное, избирательное хорошее отношение к зарубежным странам проявляется в тех случаях, когда некоторые из них считаются хорошими, а некоторые таковыми не считаются. Оно присуще, ориентировочно, 56% россиян.
Огульное плохое отношение к зарубежью обнаружилось только у пяти человек из 1601-го опрошенных (0,3%), а 51% не выразили плохого отношения ни к одной из оцениваемых стран. Дифференцированное отрицательное отношение характерно для 49% россиян.
Как видно, хотя у россиян решительно преобладает хорошее отношение к зарубежным странам, оно зачастую означает общее хорошее отношение к “зарубежью”, а не определенное отношение к конкретным странам. Все ли они для нас разные?
Роль состава и числа оцениваемых стран не столь велика, как можно бы подумать. В опросе ВЦИОМ, проводившемся 20-25 июля, выяснялось отношение россиян к Японии, Беларуси, Германии, Китаю, Югославии, Северной Корее, Украине и США. Хорошее отношение ко всем этим странам выразили 42% опрошенных, ни к одной из них – 3%, избирательно хорошее отношение – 53%. Плохое отношение ко всем – 0,7%, ни к одной – 53%, избирательно плохое – 46%. Расхождения в результатах опросов по рассматриваемым параметрам – от 0,4% до 4%.
Разное отношение к разным странам не может быть изначальным, это результат познания и опыта, приходящих с возрастом. Понятен в этой связи рост избирательности отношения к зарубежным странам, наблюдающийся у молодежи. Но последующий спад избирательности, наибольший в возрастной группе 40-49 лет, представляется парадоксальным. Это явно не возрастная закономерность. Данный спад можно понять только как поколенческую специфику. Отношение к конкретным странам предопределяется, для поколения околосорокалетних, – больше, чем для всех других поколений, кроме тех, кому за 70, — предопределяется не своеобразием конкретной страны, а просто ее принадлежностью к “зарубежью”, ее “заграничностью”. (Трудно ручаться за большую точность, но полученные данные говорят о том, что максимум симпатий к “зарубежью” — у тех, кому сейчас 46-47 лет. Родившиеся в 1953-м году или около того. Данные опроса 20-25 июля показывают более размытую картину: максимум симпатий ко всем другим странам у тех, кому сейчас 42-53 года).
43% лиц в возрасте 40-49 лет питают хорошее отношение к оцениваемым странам просто в силу их “зарубежности”. Еще около 30% делают исключение в своем хорошем отношении разве что для стран Балтии и, реже, для Ирана. А представители дифференцированного, избирательного отношения отдают свои предпочтения прежде всего Индии и Германии. Не симпатизирующих ни одной из зарубежных стран, из числа предложенных для оценки, в этом поколении не нашлось никого.
Не слишком лестно для любой страны являться объектом симпатий не самой по себе, а лишь по факту своей принадлежности к “другим” странам, быть симпатичной только в роли “заграницы”. Но если оставить эту составляющую хорошего к себе отношения за скобками, то за таковое уже нельзя ручаться. Избирательно хорошее отношение – по определению, не ко всем. Да — к Германии, Франции, Индии. Нет – к странам Балтии и Ирану.
Особенно выразительно плохое отношение. Если отрицательно оценивалась только одна страна — точнее, позиция в списке, — то, как правило, ею становились страны Балтии. Вслед за ними – Иран. Если две страны, то опять же – страны Балтии, Иран, да еще Польша.