В октябре 2010-феврале 2011 года Левада-Центр провел исследования «Перспективы гражданского общества в России». В рамках проекта было проведено 103 углубленных интервью с руководителями некоммерческих организаций и лидеров различных гражданских инициатив в Калининграде, Москве, Саратове, Перми, Красноярске и Владивостоке.
Приводим некоторые результаты этого исследования.
Последниенесколько лет в России происходят серьезные изменения условий финансированияобъединений гражданского общества. Сокращаются гранты иностранных фондов, бизнестак или иначе находится под контролем государства и предпочитает поддерживать только«разрешенные» проекты. В этих условиях фактически существует одна альтернатива:различные формы государственной поддержки, с одной стороны, а с другой – прямойобщественный спрос на деятельность некоммерческих организаций, который может выражатьсяв виде пожертвований и волонтерской помощи, оплаты (хотя бы частичной) предоставляемыхуслуг. Перспективы развития гражданского общества в России во многом будут зависетьот того, готово ли население сотрудничать с некоммерческими организациями, участвоватьв их работе или напрямую поддерживать их деятельность и насколько упорядоченнымибудут взаимоотношения гражданской сферы и государства.
Вкрупных городах отмечен рост гражданской активности, масштабы которой темне менее не стоит преувеличивать. Возникают новые формы самоорганизации в различныхсферах: обустройство территории, досуговые объединения, различные общества помощи,формы территориального самоуправления, борьба с уплотнительной застройкой, родительскиесоветы, экологические группы, растет число независимых профсоюзов. Многие активистысегодня задумываются о создании коалиций для объединения усилий по различным вопросам,однако в целом общественная сфера остается разрозненной. Правозащитные организацииотмечают медленный рост правовой грамотности населения, готовности защищать своиправа, если они оказались нарушены. Это позволяет говорить о формировании потенциальногоспроса на деятельность организаций, которые способны оказать гражданам юридическуюи консультационную помощь по защите их интересов и во взаимодействии по этому поводус государственными органами. Однако возникающие общественные группы часто не знают,куда и к кому им обращаться, а состоявшиеся организации не всегда воспринимают ихкак своих потенциальных клиентов.
Интернетявляется хорошим инструментом, который облегчает коммуникацию и возможность коллективногодействия. Новые инициативы сегодня часто находят своих сторонников, привлекают волонтерскуюи материальную помощь посредством сообществ в социальных сетях. На этих своеобразныхфорумах происходит не только общение, обсуждение повестки дня, но и вывешиваютсяфинансовые, фото- и видеоотчеты о проделанной работе. Но не каждая инициатива, родившаясяпри помощи виртуальной сети, сможет выйти за ее пределы или просуществовать длительноевремя. И все-таки становление новых организаций, появившихся таким образом, ужепроисходит.
Легкость,с которой молодые люди могут реализовывать свои цели, создавая собственные новыегруппы, проекты и организации, обнажает проблему разрыва между поколениями каквнутри состоявшихся организаций, так и между «старыми» и «новыми» объединениями.В регионах проблема осложняется постоянным оттоком наиболее способных молодых людейв столицу или за рубеж. Начиная «с чистого листа», «с нуля», инициаторы новых проектовчасто не обладают адекватным пониманием ситуации, опытом и не имеют надежной репутации.В давно существующих организациях, если они лишены молодых кадров, оказывается сложнымобеспечить преемственность, затруднена работа с новыми технологиями и ограниченприток новых идей. Будущее гражданской сферы связано с тем, насколько успешно удастсяпреодолеть поколенческий разрыв. 50
За последние годы наработан позитивный опыт сотрудничествас государством как главным поставщиком социальных услуг, которое все активнееделегирует часть своих полномочий некоммерческим организациям. Происходит некотороеупорядочивание процедур получения государственного финансирования. Появляются новыемеханизмы взаимодействия – общественные палаты, советы, комиссии. Однако можно говоритьи об отрицательных тенденциях. Сфера государственной поддержки по-прежнему ограниченаузким кругом «общественно полезных» тем, установлена трудная отчетность, котораятребует привлечения дополнительного квалифицированного персонала, что оказываетсяособенно сложным для небольших организаций в регионах. Формирующаяся система взаимоотношенийнеустойчива, так как многое в ней зависит от президента. С большой долей вероятности,со сменой первого лица систему придется отстраивать заново, и никто не берется загадывать,как будет развиваться ситуация после 2012 года. Накопленный опыт может оказатьсяневоспроизводим. Принятие решений на многих уровнях по-прежнему отдается на откупотдельному чиновнику, система подвержена коррупции.
Наибольшуюугрозу для развития гражданского общества представляет коррумпированный государственныйаппарат. Отсутствие разделения властей, постепенное взаимопроникновение властии бизнеса означает, что не существует барьеров, которые бы сдерживали экспансиючастных интересов государственных служащих, расширение их на области, лежащие внеих ведомственных компетенций. Разрастаясь, коррупционный интерес все чаще входитв противоречие с общественными интересами. При этом не существует публичных механизмовразрешения конфликтной ситуации, так как суд все чаще встает на сторону властейпредержащих, а силы сторон заведомо неравны – коррумпированный чиновник может использоватьв своих целях аппарат государственного принуждения (что часто и происходит). В этойситуации под угрозой оказывается как приобретенный опыт сотрудничества государстваи гражданской сферы, так и возможность развития – а иногда и существования – различныхобщественных инициатив. Более того, возникновение конфликтов и невозможность ихрешения, большая вероятность дальнейшего обострения ситуации, обусловленные самойкомпозицией власти, угрожают стабильности политической системы в целом. Велика вероятностьповторения всплесков массового недовольства, подобных волнениям 2005 года по всейстране, 2009-го во Владивостоке, 2010-го в Калининграде. Вынужденная политизацияобъединений гражданского общества может в перспективе означать иной, более организованныйи структурированный характер массовых протестов.
Сегодня лишь немногие из общественных лидеров готовы смотреть в будущее. Перед ними, как и гражданским обществом в целом, стоит множество серьезных проблем, требующих безотлагательного решения. Меняющиеся условия финансирования требуют напряжения всех сил, притом что результат заведомо неизвестен. Многие продвигаются вперед на ощупь. Чаще всего горизонт планирования в некоммерческих организациях не превышает одного года. Сказывается недостаток признания, связанный с тем, что сообщество некоммерческих организаций развито плохо, большинство населения безразлично, а власть время от времени посылает враждебные сигналы. Достижение результата часто ограничено недостатком финансов, «потолком возможностей», когда удается влиять только на следствие той или иной проблемы, но не на ее причину, столкновением с коррупционным интересом и в этом случае неизбежным конфликтом с неизвестным результатом и вполне определенными рисками. Часто единственным основанием продолжать работу в таких условиях для гражданских лидеров служит их этическая установка. Широко распространены пессимизм и растерянность. Российское гражданское общество пребывает в неопределенности.
Денис ВОЛКОВ, социолог Левада-Центра