Аналитика, Важное

Кто виноват: как связаны события в Дагестане и общий уровень антисемитизма в России

Денис Волков в комментарии для Forbes о беспорядках в аэропорте Махачкалы

Последние 30 лет антисемитские стереотипы постепенно уходили из сознания россиян. Однако спящие предубеждения могут проснуться в момент общественного возбуждения. Что, похоже, и произошло на Северном Кавказе.

Вечером 29 октября разгневанная толпа молодых мужчин прорвалась на взлетное поле аэродрома Махачкалы — они искали прилетевших из Тель-Авива граждан Израиля и даже пытались проникнуть в один из самолетов. Беспорядки завершились столкновениями с полицией. Ранее антиизраильские выступления прошли в других городах Дагестана, а также в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Кадры с места событий и антисемитские выкрики участников беспорядков невольно оживляют в памяти постыдную историю еврейских погромов в царской России. В пору задаться вопросом, а насколько сильны в российском обществе антисемитские настроения. И почему новая попытка погрома, по счастливой случайности обошедшаяся без жертв, произошла именно сейчас и именно на Северном Кавказе? Для ответа на эти вопросы обратимся к социологии. 

Общий уровень антисемитских предубеждений

Мои коллеги ведут мониторинг проблем массовой ксенофобии и антисемитизма в нашей стране на протяжении почти 35 лет. Начиная с 1989 года было проведено более 10 крупномасштабных социологических опросов, последний замер — в апреле 2022 года. 

Как пишет один из постоянных авторов мониторинга Лев Гудков, в условиях проведения «спецоперации»* можно было ожидать, что антиукраинская и антизападная риторика российских политиков и СМИ вызовут общий подъем низовой агрессивности по отношению к этническим меньшинствам и иностранцам, однако последний опрос не подтвердил эту гипотезу. Рост антипатий или враждебности был зафиксирован по отношению к американцам и украинцам. А вот отношение к евреям, на фоне других этнических и расовых групп, кажется самым благоприятным или как минимум спокойным. 

На протяжении более 30 лет отношение к евреям сохраняет подчеркнуто позитивный характер: сумма позитивных высказываний на прямой вопрос об отношении к представителям этой группы достигает 88% (сумма негативных — порядка 9%). Однако более детальные вопросы обнаруживают нюансы. Так, до 22% россиян готовы открыто заявить социологам, что «в руководстве страны очень много евреев», и выказывают недовольство по этому поводу. На вопрос о том, надо ли следить за тем, сколько руководящих постов занято евреями, и ограничивать их число, уже порядка трети респондентов (35%) отвечают утвердительно. Хотя абсолютное большинство россиян (82%) на словах декларируют свободу в выборе супруга, в отношении брака с евреем/еврейкой проявлялись скрытые предубеждения — против этого выступает до 27–29% опрошенных.

Традиционные религиозные предрассудки в отношении евреев («распяли Христа» и так далее) подвергаются сильной эрозии, характерны для незначительных групп — в пределах 13–17% — и постепенно уходят. За 30 лет несогласие с такими утверждениями удвоилось с 30% до 59–63%. Доля положительных стереотипов («хорошие работники», «честные, порядочные люди», «много талантливых людей») резко преобладает над отказом в таких качествах, она постепенно растет, по разным суждениям — в 1,2–1,5 раза. Хотя удельный вес агрессивно-антисемитских установок, например что «у евреев неприятная внешность», остается неизменным — примерно 13–17%, но неприятие таких утверждений в последние годы выросло с 60% до 74–70%. 

Опросы обнаруживают — и это важно для понимания текущих событий — что наибольшую нетерпимость к евреям выказывают люди без высшего образования, представители низкостатусных профессий или безработные. Ксенофобские и даже расистские представления концентрируются в средних или старших возрастных группах, особенно в периферийных социальных слоях и средах, отличающихся невысокими доходами или даже бедностью — селах, малых городах или низших слоях населения мегаполисов. Здесь сильнее всего проявляются внутренние напряжения, разрывы между претензиями и возможностями, что выливается в высокий потенциал скрытой агрессии. 

Отношение к евреям постепенно улучшается по мере того, как постепенно уходят возрастные группы, заставшие период государственного антисемитизма. Молодежь, особенно городская, значительно меньше подвержена таким настроениям. При этом в массовом сознании сохраняется и воспроизводится значительная часть антиеврейских предрассудков и предубеждений, образующих, по определению Гудкова, пласт «спящего антисемитизма». Эти стереотипы транслируются не посредством государственных институтов и центральных СМИ, а бытовой средой межличностного общения, в том числе в социальных сетях и мессенджерах. Медленное ослабление этих установок не означает, что они не могут быть актуализированы при определенных условиях. Спящие предубеждения могут «проснуться» в момент общественного возбуждения. Что, похоже, и произошло на Северном Кавказе. 

Событийный контекст 

Не станем дискутировать о том, были ли события в Дагестане намеренно инспирированы извне, пусть этим занимаются компетентные специалисты. Но очевидно, что погром в махачкалинском аэропорте произошел на фоне общемировых выступлений с осуждением действий Израиля в секторе Газа. Такие митинги прошли во Франции, Италии, Великобритании, Германии, США, Иране, Иордании, Ливане, Марокко и других странах. Наверное, наиболее многочисленной из таких акций стал митинг в Турции на территории аэропорта Стамбула с участием президента Эрдогана. Во Франции, где проживает самая большая мусульманская диаспора в Европе, на всей территории был введен высший уровень террористической опасности. 

В России большинство антиизраильских выступлений сконцентрировано в мусульманских республиках Северного Кавказа. И это не случайно. Наши опросы об отношении к палестино-израильскому конфликту показывают, что именно российские мусульмане оказались одной из тех групп, которые наиболее эмоционально откликаются на события в Израиле. Две трети россиян не хотят занимать ту или иную сторону в конфликте — палестинцам симпатизирует каждый пятый, израильской стороне — примерно 6%, среди исповедующих ислам сопереживают палестинцам почти половина — 46%. Работает религиозная солидарность, вызывающая сочувствие братьям по вере — даже несмотря на то, что нынешний конфликт начался с атаки ХАМАС. Ни в одной другой социальной группе не удается обнаружить такого накала страстей.

Представления о палестино-израильском конфликте могли подогреть антисемитские настроения еще по одной причине. В российском обществе сегодня преобладает мнение, что за продолжающуюся нестабильность на Ближнем Востоке основную ответственность несут США и их союзники по НАТО. Именно такое объяснение постоянно звучит в высказываниях российских официальных лиц и материалах федеральных СМИ. Вполне возможно, что вследствие безоговорочной поддержки Израиля американской администрацией часть неприязни, которая в последние годы копилась в отношении американцев, могла перенестись на израильтян и стать дополнительным триггером антисемитских настроений.

Социально-экономический контекст

Однако при всех симпатиях к палестинцам в среде исповедующих ислам россиян наиболее агрессивные акции до сих пор происходили именно на Северном Кавказе, а не, например, в Казани или Уфе. И этому тоже есть свое объяснение, которое хорошо укладывается в общую логику результатов социологического мониторинга ксенофобии и антисемитизма. Как уже говорилось выше, наиболее ожидаемы такие проявления в депрессивной социальной среде. 

Статистика показывает, что Дагестан — один из наименее благополучных российских регионов. Согласно данным Росстата за II квартал 2023 года, среднедушевой доход в республике составлял 31 694 рубля (71-е место из 86 рассчитываемых) при среднем показателе по стране 47 798 рублей. Для сравнения: Москва в этом списке занимает четвертое место (99 617 рублей), Татарстан — 16-е (51 309 рублей). А вот Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, где в последние дни также наблюдались антиизраильские выступления, — соответственно 74-е место и последнее, 86-е. По уровню безработицы в начале 2023 года Дагестан демонстрировал один из самых тревожных показателей по стране — 11,6% взрослого населения республики не могли найти работу (83-е место из 85 рассчитываемых). Похожие показатели демонстрировали и Кабардино-Балкария с Карачаево-Черкесией.

Стоит напомнить, что массовые выступления на Северном Кавказе происходят регулярно, причем по самым разным поводам. В Дагестане в 2022 году страсти кипели на фоне частичной мобилизации. Еще раньше, в 2020-м, дагестанцы протестовали против строительства вышек 5G, в то время как в соседней Северной Осетии люди взбунтовались против карантина. Список можно продолжать. На этот раз выход массовой фрустрации и социального напряжения принял более уродливые формы погрома. 

Несмотря на значительное сокращение антисемитских настроений в российском обществе, очаги спящего бытового антисемитизма сохраняются прежде всего в среде застойной бедности и неустроенности, людей без высшего образования и без устойчивой работы и четких жизненных перспектив. Поэтому вспышка антисемитизма, случившаяся на фоне очередной волны насилия на Ближнем Востоке, произошла именно там, где ее можно было ожидать. Рвется там, где тонко.

Оригинал

Денис ВОЛКОВ

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):