Основными источниками информации для россиян остаются ТВ, Интернет-издания, соцсети и Telegram-каналы. После изменений весны прошлого года, когда наблюдался всплеск доверия телевидению, снижение доверия интернет-источникам и резкий рост аудитории Telegram-каналов, аудитории основных источников информации стабилизировалась. Однако, несмотря на то, что телевизионные новости по-прежнему представляются респондентам более значимыми и более надежными, аудитории регулярных потребителей телевизионных и интернет-новостей уже сравнялись в размерах: около половины респондентов регулярно смотрят новости по ТВ или читают их в Интернете, каждый пятый регулярно смотрит видеоблоги. Самые популярными журналистами, ведущими общественно-политических программ оказались В. Соловьев, О. Скабеева, Е. Попов и М. Симонян. По всем вопросам наблюдаются заметные различия по возрасту респондентов.
Аудитория и доверие основным каналам получения информации
Использование основных источников информации практически не изменилось по сравнению с осенью прошлого года. В апреле телевидение как основной ресурс получения новостей отметили 64% респондентов (как и в октябре 2022 года). Из интернет-изданий, соцсетей и Telegram-каналов чаще всего узнают информацию о событиях в стране и мире 41%, 33% и 19% опрошенных соответственно.
Откуда Вы чаще всего узнаете о новостях в стране и мире? (таблица)
авг.13 | мар.14 | дек.15 | окт.16 | апр.18 | сен.18 | мар.19 | янв.20 | мар.20 | авг.20 | окт.20 | янв.21 | фев.21 | мар.21 | апр.21 | июл.21 | авг.21 | сен.21 | окт.21 | ноя.21 | дек.21 | дек.21 | янв.22 | фев.22 | мар.22 | апр.22 | май.22 | июн.22 | авг.22 | сен.22 | окт.22 | мар.23 | |
Телевидение | 88 | 91 | 85 | 87 | 85 | 74 | 73 | 73 | 74 | 69 | 66 | 62 | 64 | 64 | 61 | 63 | 61 | 60 | 61 | 63 | 62 | 61 | 62 | 64 | 69 | 66 | 64 | 62 | 62 | 65 | 64 | 64 |
Социальные сети Интернета | 14 | 15 | 13 | 23 | 21 | 29 | 34 | 39 | 39 | 39 | 36 | 43 | 41 | 42 | 38 | 42 | 38 | 42 | 41 | 37 | 40 | 40 | 42 | 44 | 38 | 39 | 39 | 40 | 40 | 38 | 39 | 41 |
Интернет-издания | 21 | 24 | 21 | 33 | 27 | 37 | 32 | 39 | 38 | 38 | 36 | 39 | 37 | 41 | 33 | 35 | 37 | 31 | 32 | 31 | 33 | 31 | 34 | 32 | 30 | 32 | 33 | 33 | 35 | 33 | 32 | 33 |
Telegram-каналы | 0 | 1 | 4 | 4 | 6 | 5 | 7 | 6 | 8 | 6 | 7 | 6 | 6 | 7 | 6 | 7 | 7 | 6 | 9 | 15 | 17 | 16 | 17 | 17 | 18 | 18 | 19 |
Наименьшей популярностью ТВ как основной источник информации пользуется среди самых молодых респондентов, где его использует около трети опрошенных (37%). Для респондентов 18-24 лет более характерно узнавать новости из социальных сетей (64%), Telegram-каналов (41%), а также Интернет-изданий (40%). Чем старше респонденты, тем более популярно ТВ как основной ресурс получения новостей и соответственно менее популярны альтернативные ресурсы.
Наибольшей популярностью ТВ пользуется среди жителей городов с населением до 100 тыс. человек (70%), наименьшей популярностью – среди жителей городов населением от 100 до 500 тыс. человек. Среди жителей Москвы как источники информации выделяются радио (20%, в других типах населённых пунктов около 10%), “друзья, родные, соседи” (22%, в других — около 15%), Интернет-издания (46%, в других — около 33%) и Telegram-каналы (27%, в других — около 20%).
Уровень доверия ТВ и Интернет-изданиям не изменился с осени прошлого года. Телевидению доверяет порядка половины респондентов, соцсетям и Интернет-изданиям – 17-19%. Доверие Telegram-каналам – порядка 12%.
Каким источникам информации Вы более всего доверяете в освещении новостей в стране и в мире? (таблица)
окт.16 | апр.18 | сен.18 | мар.19 | янв.20 | мар.20 | авг.20 | окт.20 | янв.21 | фев.21 | мар.21 | апр.21 | июл.21 | авг.21 | сен.21 | окт.21 | ноя.21 | дек.21 | дек.211 | янв.22 | фев.22 | мар.22 | апр.22 | май.22 | июн.22 | авг.22 | сен.22 | окт.22 | мар.23 | |
Телевидение | 61 | 51 | 50 | 54 | 52 | 50 | 46 | 46 | 43 | 43 | 45 | 45 | 48 | 46 | 45 | 44 | 48 | 44 | 44 | 47 | 49 | 53 | 51 | 49 | 49 | 47 | 50 | 49 | 50 |
Социальные сети Интернета | 11 | 15 | 15 | 20 | 21 | 20 | 24 | 24 | 25 | 22 | 21 | 21 | 24 | 23 | 23 | 24 | 22 | 22 | 23 | 23 | 23 | 15 | 17 | 19 | 19 | 20 | 17 | 16 | 19 |
Интернет-издания | 20 | 19 | 24 | 22 | 24 | 22 | 24 | 25 | 25 | 22 | 23 | 22 | 23 | 21 | 20 | 21 | 21 | 20 | 19 | 22 | 19 | 17 | 17 | 17 | 18 | 19 | 16 | 17 | 17 |
Telegram-каналы | 1 | 2 | 4 | 3 | 6 | 5 | 7 | 5 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 7 | 11 | 12 | 12 | 14 | 14 | 12 | 14 | 12 |
Доверие ТВ в освещении новостей зависит от возраста респондентов. Если в группе 18-24 года телевидению доверяют 31% респондентов, то в группе 55 лет и старше — уже 66%. Кроме того, молодые респонденты – из возрастных групп 18-24 года и 25-39 лет – больше доверяют альтернативным источникам информации: так, уровень доверия новостям из соцсетей в этих группах составляет 26% и 31% соответственно.
Среди жителей различных типов населённых пунктов меньше всего доверяют ТВ москвичи (45%), более всего — сельские жители (55%). Москвичи и жители городов с населением от 100 до 500 тыс. человек больше остальных доверяют Интернет-изданиям (около 21%), Telegram-каналам (около 16%). Тем не менее жители Москвы меньше остальных доверяют новостям из соцсетей (12%).
Частота обращения к новостям по ТВ, в интернете и к видеоблогам
Примерно равные доли респондентов – около трети – ежедневно смотрят новости по ТВ или читают новости в Интернете. При этом только 11% опрошенных каждый день смотрят видеоблоги. Можно сказать, что телевизионные новости по-прежнему представляются респондентам более значимыми и более надежными, но аудитории регулярных потребителей телевизионных и интернет-новостей уже сравнялись в размерах.
Доля опрошенных, которые смотрят новости по телевидению ежедневно или практически каждый день, почти не меняется с 2021 года – таких 52% (в марте 2021 года – 54%). Раз в неделю, реже или практически никогда ТВ смотрят 47% опрошенных.
Больше всего ежедневной или практически ежедневной аудитории новостей по ТВ представлено среди опрошенных 55 лет и москвичей – 74% и 65% соответственно, меньше всего – среди самых молодых и жителей городов с населением от 100 до 500 тыс. человек – 13% и 45% соответственно.
Ежедневно или почти ежедневно читают новости в Интернете чуть более половины респондентов (53%), значительных изменений за два года не наблюдается.
Больше всего опрошенных, читающих новости в Интернете, представлено среди 25-39-летних и москвичей – 64% и 73% соответственно, меньше всего – среди самых возрастных и сельских жителей (40% и 44%).
Регулярная аудитория (те, кто смотрят ежедневно или почти ежедневно) видеоблогеров составляет порядка 19%. Ещё 17% смотрят хотя бы раз в неделю, тех, кто смотрит реже или не смотрит практически никогда, – 65%.
Респондентов, которые смотрят видеоблоги каждый день или практически ежедневно, больше всего среди самых молодых (39%), а также среди москвичей, жителей городов с населением более 500 тыс. и от 100 до 500 тыс. человек (около 21%). Реже остальных видеоблоги смотрят пожилые респонденты (7%) и сельские жители (15%).
Самые популярные российские журналисты и комментаторы
В марте среди российских журналистов, ведущих или блогеров, освещающих общественно-политические темы, за выступлениями которых следят опрошенные, чаще всего называли Владимира Соловьева (17%), Ольгу Скабееву (11%), Евгения Попова (4%), Маргариту Симонян (3%). Кроме того, по 1% респондентов упоминали Екатерину Андрееву, Юрия Дудя**, Никиту Михалкова, Максима Каца**, Вячеслава Никонова, Ксению Собчак и некоторых других. Кроме того, Владимир Познер, который 5 лет назад входил в число наиболее упоминаемых авторитетных журналистов, на этот раз респондентами практически не упоминался. 14% респондентов ответили, что таких журналистов нет, 20% – что они такое не смотрят либо не интересуются.
Назовите, пожалуйста, несколько российских журналистов или журналисток, теле- и радио ведущих, видеоблогеров, которые освещают общественно-политические темы, за программами или выступлениями которых Вы стараетесь следить? (таблица)
Всего | |
СОЛОВЬЕВ В.Р. | 17 |
СКАБЕЕВА О.В. | 11 |
ПОПОВ Е.Г. | 4 |
СИМОНЬЯН М.С. | 3 |
НОРКИН А.В. | 3 |
КИСЕЛЕВ Д.К. | 3 |
ЗЕЙНАЛОВА И.А. | 2 |
ШЕЙНИН А.Г. | 2 |
ПОДОЛЯКА Ю.И. | 1 |
СЛАДКОВ А.В. | 1 |
МАЛАХОВ А.Н. | 1 |
АНДРЕЕВА Е.С. | 1 |
ВАРЛАМОВ И.А. | 1 |
ДУДЬ Ю.А. | 1 |
КАЦ М.Е. | 1 |
другое | 2 |
другие телеведущие | 2 |
другие политические и российские деятели | 3 |
другие журналисты | 3 |
другие блогеры | 3 |
нет таких | 14 |
не помню | 4 |
не смотрю, не интересуюсь | 20 |
затрудняюсь ответить | 22 |
**признаны Минюстом РФ иностранными агентами.
МЕТОДОЛОГИЯ
Общероссийский опрос Левада-центра проведен 23 — 29 марта 2023 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1633 человека в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.