Начиная с середины 2022 года и до февраля 2023 года ожидания относительно безработицы падали. Это происходило на фоне роста потребительской уверенности, контрастируя с оценками первой половины года. Снижение опасений относительно безработицы приходится на общий рост потребительской уверенности, проявившийся в конце 2022 года.
Левада-Центр рассчитывает индекс безработицы с 2001 года. Он отражает массовые ожидания относительно роста или спада числа безработных сограждан. Индекс рассчитывается как разница между долей ответивших «в ближайшие 12 месяцев безработных будет меньше» и «в ближайшие 12 месяцев безработных будет больше». При росте индекса страх относительно безработицы снижается.
Индекс ожидания безработицы
(январь 2008 года - 100%)
Индекс ожидания безработицы |
01.2001 | 05.2001 | 09.2001 | 11.2001 | 01.2002 | 05.2002 | 09.2002 | 11.2002 | 01.2003 | 05.2003 | 09.2003 | 11.2003 | 01.2004 | 05.2004 | 09.2004 | 11.2004 | 01.2005 | 05.2005 | 09.2005 | 11.2005 | 01.2006 | 05.2006 | 09.2006 | 11.2006 | 01.2007 | 05.2007 | 09.2007 | 11.2007 | 01.2008 | 06.2008 | 10.2008 | 12.2008 | 01.2009 | 08.2009 | 10.2009 | 12.2009 | 02.2010 | 04.2010 | 06.2010 | 08.2010 | 10.2010 | 12.2010 | 02.2011 | 04.2011 | 06.2011 | 08.2011 | 10.2011 | 12.2011 | 02.2012 | 04.2012 | 06.2012 | 08.2012 | 10.2012 | 12.2012 | 02.2013 | 04.2013 | 06.2013 | 08.2013 | 10.2013 | 12.2013 | 02.2014 | 04.2014 | 06.2014 | 08.2014 | 10.2014 | 12.2014 | 02.2015 | 04.2015 | 06.2015 | 08.2015 | 10.2015 | 12.2015 | 02.2016 | 04.2016 | 06.2016 | 08.2016 | 10.2016 | 12.2016 | 02.2017 | 04.2017 | 06.2017 | 08.2017 | 10.2017 | 12.2017 | 03.2018 | 04.2018 | 07.2018 | 10.2018 | 02.2019 | 09.2019 | 02.2020 | 08.2020 | 02.2021 | 08.2021 | 02.2022 | 04.2022 | 08.2022 | 11.2022 | 02.2023 | 07.2023 | 11.2023 | 02.2024 |
91 | 83 | 96 | 89 | 91 | 84 | 84 | 77 | 78 | 73 | 79 | 84 | 80 | 81 | 79 | 75 | 82 | 74 | 78 | 76 | 82 | 79 | 80 | 84 | 89 | 91 | 85 | 93 | 100 | 94 | 74 | 28 | 27 | 67 | 73 | 77 | 75 | 75 | 78 | 79 | 84 | 80 | 82 | 74 | 80 | 84 | 83 | 85 | 84 | 88 | 84 | 88 | 86 | 89 | 86 | 82 | 89 | 87 | 82 | 85 | 84 | 89 | 87 | 85 | 80 | 75 | 72 | 74 | 80 | 73 | 74 | 69 | 71 | 78 | 82 | 84 | 84 | 85 | 87 | 81 | 86 | 85 | 81 | 78 | 91 | 78 | 63 | 69 | 64 | 62 | 74 | 60 | 65 | 66 | 68 | 60 | 71 | 87 | 99 | 108 | 104 | 115 |
Индекс рассчитывается как разница между долей ответивших «в ближайшие 12 месяцев безработных будет меньше» и «в ближайшие 12 месяцев безработных будет больше». При росте индекса страх безработицы снижается.
Сравнивая годичные данные по данному вопросу, можно увидеть два всплеска безработицы за последние 10 лет: 2015 год, ознаменованные неустойчивостью курса валют и введением санкций, и 2018-2019 годы, на которые выпала пенсионная реформа и связанные с ними рост беспокойства среди респондентов старше 35 лет. Начиная с середины 2022 года ожидания относительно безработицы постоянно снижались вплоть до февраля 2023 года. Снижение обеспокоенности осенью прошлого года происходило на фоне роста общей удовлетворенности ситуацией в стране и снижением беспокойства о будущем. Наибольшую роль в росте оптимизма играют позитивные ожидания и надежды, в то время как реальные доходы сократились на 6,5%. Однако снижение, очевидно, компенсировалось адаптацией потребительской жизни и отличалось в лучшую сторону по сравнению с наихудшими прогнозами.
Как Вы думаете, в ближайшие 12 месяцев безработных будет больше, примерно столько же или меньше, чем сейчас? (в %)
Обратим внимание на настроение в различных социально-демографических группах. Особенно заметно снижение доли респондентов, ожидающих увеличения числа безработных среди респондентов средних и старших возрастных групп. Традиционно, это самая «алармистская» группа, поскольку её представители имеют наибольшие трудности, связанные с трудоустройством и больше молодежи опасаются потери работы. Тем не менее, их ожидания фактически сравнялись с молодежными.
Число россиян, которые ожидают увеличения числа безработных в теч. 12 мес. (в %; возраст)
Респонденты с относительно высоким уровнем достатка (не испытывающие значительных проблем с покупкой товаров длительного пользования) как правило более уверены в будущем рынка труда (и, вероятно, своих карьерных возможностях).
Сравнивая данные показателя с другими экономическими показателями, например, входящими в сводный индекс потребительских настроений, можно отметить, что наиболее сильная связь наблюдается с вопросом «сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать крупные покупки для дома?». Сила связи выше, чем в случаях с другими вопросами о материальном положении семьи или страны в течение следующих 12 месяцев. Это в том числе свидетельствует о том, что россияне принимают во внимание свои представления о риске потерять работу при планировании крупных покупок, хотя в ряде случаев поведение индексов не взаимосвязано. Можно заметить, что в 2022 году снижение ожиданий относительно безработицы очень точно совпадало с ростом потребительского поведения.
МЕТОДОЛОГИЯ
Общероссийский опрос Левада-центра проведен 21 — 28 февраля 2023 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1626 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.