Экономические ожидания россиян заметно ухудшились на фоне объявления частичной мобилизации. Это привело к большей неопределенности в оценке возможностей сберегать в ближайшие месяцы. Представления о том, каким образом лучше всего сохранить сбережения, остались неизменны: опрошенные предпочитают рублевые вклады и наличность.
В конце сентября и начале октября потребительские и сберегательные настроения определялись не экономическими, а политическими событиями: объявленной в России частичной мобилизацией. Это событие сильнейшим образом отразились на настроениях и чувствах россиян, что, в свою очередь, повлияло и на динамику экономических индикаторов. Несмотря на то, что настроения не являются определяющим фактором в формировании экономических оценок, текущее ухудшение сберегательных настроений обусловлен в первую очередь общим ростом тревожности в обществе.
В сентябре резко выросло число респондентов, считающих нынешнее время плохим, для того чтобы делать сбережения. Этот спад превышает по своей силе падение, вызванное пандемией в 2020 году, что особенно заметно на фоне пика оценок, наблюдавшегося весной этого года.
Как вы считаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы делать сбережения? (индекс = «хорошее» — «плохое» + 100)
Произошедшие изменения определяются не столько пессимизмом, сколько растерянностью перед новыми обстоятельствами, неуверенностью в завтрашнем дне, невозможностью планировать свою жизнь. Число респондентов, которые полагают, что будут иметь меньше возможностей для сбережения, выросло незначительно. Зато заметно укрепилась доля респондентов, затруднившихся с ответом.
Как вы думаете, в ближайший год у вас будет больше, меньше или примерно столько же возможностей делать сбережения, как и сейчас?
Растущая неуверенность повлияла на вопрос о том, каким способом сейчас лучше всего хранить сбережения. При этом привлекательность рублевых активов практически не пошатнулась, а интерес к недвижимости как средству сбережения стал несколько меньше, хотя разница остается в пределах статистической погрешности.
Каким способом сейчас лучше всего хранить сбережения? (в %)
апр.21 | авг.21 | фев.22 | мар.22 | июн.22 | авг.22 | |
В наличных рублях | 22 | 23 | 26 | 35 | 31 | 33 |
На счете в банке в рублях | 31 | 31 | 33 | 32 | 39 | 32 |
В недвижимости | 30 | 32 | 33 | 30 | 30 | 27 |
В изделиях из драгоценных металлах, антиквариате, картинах | 10 | 11 | 12 | 11 | 9 | 10 |
В ценных бумагах | 7 | 8 | 9 | 5 | 6 | 6 |
В наличной валюте | 9 | 11 | 9 | 6 | 5 | 5 |
В криптовалюте | 4 | 5 | 6 | 3 | 3 | 3 |
На счете в банке в валюте | 10 | 9 | 11 | 3 | 3 | 3 |
В накопительных страховых полисах | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Другое | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 7 | 8 | 6 | 8 | 6 | 10 |
Заметно изменилось отношения к рублевым банковским вкладам у респондентов молодого и среднего возраста. Весной после заметного оттока средств из банковского сектора многие банки ввели высокие процентные ставки для вкладчиков. Постепенное понижение процентных ставок летом привело к спаду интереса к подобным вложениям среди финансово наиболее активной части населения.
Лучше всего хранить сбережения на счете в банке в рублях (в %)
18-24 года | 25-39 года | 40-54 года | 55 лет и старше | |
мар-22 | 29 | 24 | 31 | 41 |
июн-22 | 38 | 35 | 35 | 45 |
сен-22 | 27 | 26 | 30 | 40 |
Заметим, что у половины россиян нет финансовых целей (47%). Чаще финансовые цели могут назвать респонденты молодого и среднего возраста, реже всего — те, кому более 55 лет.
Среди предложенных целей сбережения респонденты чаще всего отмечают покупку недвижимости (20%), покупка автомобиля или отдых (по 10%). Молодежь также несколько активнее старшего поколения копит на бизнес (18-24 лет — 12%). Переезд и образование также несколько популярнее в когорте россиян до 25 лет, но все равно эти цели интересны явному меньшинству (7%).
Есть ли у вас долгосрочная финансовая цель, для которой вы сберегаете средства? (в %)
Всего | 18-24 года | 25-39 года | 40-54 года | 55 лет и старше | |
Купить квартиру, дом, дачу | 20 | 34 | 30 | 23 | 8 |
Купить машину | 10 | 25 | 15 | 10 | 4 |
На отдых, путешествие | 10 | 15 | 10 | 11 | 7 |
Накопить на медицинские цели | 5 | 2 | 4 | 3 | 7 |
Накопить на образование | 4 | 7 | 5 | 3 | 3 |
Открыть собственное дело | 4 | 12 | 6 | 3 | 1 |
Сформировать сбережения на пенсию | 4 | 0 | 2 | 3 | 5 |
Накопить на переезд в другой город или страну | 2 | 7 | 2 | 3 | 1 |
Другое | 6 | 3 | 2 | 5 | 10 |
Нет финансовых целей | 47 | 32 | 39 | 46 | 57 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 |
Оценивая объем сбережений семьи, около половины россиян (55%) определили его в пределах одного ежемесячного семейного дохода. Четверть опрошенных (24%) указали, что не имеют даже таких скромных сбережений.
Если сравнить сбережения вашей семьи со средним ежемесячным доходом вашей семьи, то они: (в %)
Меньше ежемесячного дохода семьи | 27 |
Примерно равны ежемесячному доходу семьи | 29 |
Равны доходу семьи за 2-3 месяца | 10 |
Равны доходу семьи за 4-12 месяцев | 3 |
Больше семейного дохода за год | 2 |
Нет сбережений | 24 |
Затрудняюсь ответить | 6 |
Среди тех, чьи сбережения не превышают один доход, медианный ежемесячный семейный доход составляет 40 000 рублей — соответственно, их сбережения находятся в пределах аналогичной суммы.
Чаще имеют сбережения респонденты в возрасте до 40 лет (таких 75%). Также обладателей сбережений несколько больше среди респондентов с высоким профессиональным статусом — менеджеров, управленцев — 78%.
Степан ГОНЧАРОВ
МЕТОДОЛОГИЯ
Общероссийский опрос Левада-центра проведен 22 — 28 сентября 2022 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1631 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.