В России готовится к принятию указ об укреплении «традиционных духовно-нравственных ценностей». После подписания президентом он должен вступить в силу в мае 2022 года. Зачем он нужен власти? Означает ли он принятие официальной идеологии и введение цензуры? И существуют ли вообще у нации «традиционные ценности»? Гости программы «Археология» социологи Анатолий Голубовский и Алексей Левинсон, руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» (признан иноагентом).
Сергей Медведев: Война, война, кругом война. Сейчас это война за скрепы. В России готовится к принятию указ об укреплении «традиционных духовно-нравственных ценностей». Означает ли это, что в России появится официальная идеология и будет окончательно введен институт цензуры? Существуют ли у нации вообще «традиционные ценности»? У нас в студии социолог, музейный эксперт Анатолий Голубовский.
Корреспондент: В документе указано, какие ценности россиянам чужды, а какие передаются из поколения в поколение и формируют гражданское единство. Среди прочего в проекте упоминаются патриотизм, служение Отечеству, коллективизм, историческая память, среди разрушительных – культ эгоизма, отрицание идеалов продолжения рода, отрицание патриотизма, культ вседозволенности и безнравственности.
Источником чуждых российскому народу идей и ценностей названы США и их союзники, транснациональные корпорации, реформы, проводимые без учета традиций, действия иностранных НКО, террористических и экстремистских организаций. Проект нацелен на восстановление института идеологических отделов и официальной государственной цензуры.
Сергей Медведев: По-моему, забыли вписать еще одну ценность – фальсификацию. Ведь было голосование на сайте по традиционным ценностям, и сначала начались вбросы за ценности, а потом исчезла кнопка «против», то есть в последние дни можно было проголосовать только «за».
Анатолий Голубовский: Более того, в дни, последовавшие за официальным окончанием голосования, голосование продолжалось, причем с большим темпом росло «за», чем «против».
Этот документ появился не на пустом месте. Главная дискуссия по поводу ценностей началась еще в начале 2014 года, когда принимались даже не «Основы государственной культурной политики», а материалы и предложения к ним. Этот проект вызвал взрыв негодования, так как там были знаменитые тезисы о том, что «Россия не Европа», что «толерантность и политкорректность – ужасное зло», были ссылки на нацистских философов и идеологов типа Макса Нордау, которые обосновывали дегенеративность современного искусства, презирающего так называемые «традиционные ценности». Скандал был настолько ужасным, что включились силы типа советника президента по культуре Владимира Толстого, который сказал: «нет, мы возьмем в свои руки», – и якобы появился цивилизованный проект, который был принят в декабре 2014-го, в Год культуры, который ознаменовался еще и крымскими событиями.
Но тогда никак не могли сформулировать список этих ценностей. Один список был дурее другого. В одном из первых, например, среди традиционных ценностей были семейные ценности плюс целомудрие. Это безграмотный бред!..
Сергей Медведев: Это же вступает в противоречие с государственной демографической политикой! Если все общество будет целомудренным, как родятся дети?
Анатолий Голубовский: Потом эту историю взял в свои руки Николай Патрушев. Стратегия национальной безопасности – первый документ, где появился список этих ценностей, над которыми бился Аристархов, первый замминистра культуры России: печально знаменитый человек, входивший в список «Форбс» российских чиновников. Потом он возглавил Институт культурного и природного наследия имени академика Лихачева, и там шла вся эта работа, но они все равно никак не могли придумать эти ценности. И вот наконец в прошлом году появилась обновленная стратегия национальной безопасности России, и там – список, который сейчас обсуждается.
Сергей Медведев: Это все следствие конституционного переворота 2020 года. Тогда «ценности» впервые появились в Конституции России: и «вера в бога», и «историческая правда».
Можно ли сказать, что с подписанием этого документа в России фактически возникает прообраз государственной идеологии, которая запрещена в Конституции?
Анатолий Голубовский: Я так не считаю. Да, это некоторая попытка обойти запрет отмены тех статей Конституции, которые находятся в первой, второй и девятой главах: о запрете на какую-то основную идеологию и на цензуру.
Сергей Медведев: Помню школьные тетрадки, где был «моральный кодекс строителя коммунизма».
Анатолий Голубовский: Кстати, у них «права и свободы человека» заявлены как традиционная российская ценность. Поэтому на обсуждении в Общественной палате говорили, что театральные деятели выступают против прав и свобод человека.
Сергей Медведев: Наверное, имеется в виду письмо Калягина.
Анатолий Голубовский: Там еще больше 200 театральных деятелей, худруки всех театров. Там написано, что координирующий орган, который возникнет в результате реализации этого указа, должен также решать вопросы согласования кадровой политики.
Сергей Медведев: Видимо, будут назначать режиссеров.
Анатолий Голубовский: Не будет этого, потому что все, кого только что назначили, подписали протест против этого указа. В «Основах государственно-культурной политики» тоже предусматривалось создание неких структур и механизмов реализации всего этого, но вообще ничего не было сделано.
Сергей Медведев: Можно посмеяться над всем этим как над очередной бюрократической абракадаброй от Министерства культуры. Но там же есть вещи, похожие на советский Главлит – создание особого государственного органа идеологического контроля. Это что же, старцы из Совета безопасности будут литовать произведения искусства?! И вообще, возникает некий институт идеологического надзора – экспертиза документов, мероприятий, информационных материалов на предмет соответствия традиционным ценностям.
А далее – анализ деятельности структур и лиц, наносящих ущерб национальным интересам России в сфере традиционных ценностей, разработка и принятие мер по противодействию этому. Это уже прямая адресация к правоохранительным органам.
Анатолий Голубовский: Но это все-таки не цензура. Раньше же была предварительная цензура.
Сергей Медведев: А здесь дела будут возбуждаться по факту публикации.
Анатолий Голубовский: Во всех сопроводительных документах они пишут, что государство должно финансировать только то, что соответствует этим самым «традиционным российским ценностям», хотя, конечно, свобода и права человека – никак не традиционная российская ценность.
Сергей Медведев: Но хорошо, что записали.
Анатолий Голубовский: Нет, не хорошо, потому что Навального обвиняют в том, что он нарушает права человека, собирая личные данные людей. Какую бы прекрасную либеральную ценность они туда ни внесли, она всякий раз оборачивается совершенно другим.
Сергей Медведев: Значит, это все-таки не цензура?
Анатолий Голубовский: Нет. Это так называемая финансовая цензура, когда говорят, что государство будет поддерживать только то, что соответствует этому.
Сергей Медведев: А если на государственные деньги уже снят фильм, не соответствующий «российским традиционным ценностям»?
Анатолий Голубовский: Тогда плохо дело: могут, например, потребовать деньги назад. А на частные деньги, вроде бы, как сказано, что можно делать все, что хочешь. Но тех людей, которые выступают против этого указа, Аристархов назвал паразитами: вот СТД получает 228 миллионов из госбюджета – они все паразиты, их нужно снимать с государственного финансирования. В государственной бюджетной сфере сотни театров, тысячи музеев.
Сергей Медведев: Значит, пока еще преждевременно опасаться цензуры?
Анатолий Голубовский: Не преждевременно, ведь цензура может выражаться и в том, что людей будут увольнять, снимать спектакли. Первым случаем такой цензуры, связанной со ссылкой на основы государственной политики, был эксцесс с «Тангейзером» в Новосибирском театре.
Сергей Медведев: К нам присоединяется социолог Алексей Левинсон.
Алексей Левинсон: Название уводит нас от сути проблемы, поскольку нет никаких серьезных оснований отделять одни ценности от других по тому признаку, традиционные они или нетрадиционные. Это просто иносказание: есть «хорошие» ценности, которые мы одобряем, потому что они связаны с нашим славным прошлым.
Сергей Медведев: Есть ли какой-то набор ценностей, который более свойственен российскому обществу?
Алексей Левинсон: Этот набор выражен на совершено другом языке, он не совпадает с этим списком. Я думаю, речь идет о создании инстанции контроля, осуществляемого по произволу тех, кто будет его реализовывать. Суть дела в том, что в этом 11-страничном документе слово «безопасность» встречается 9 раз, а Совет безопасности оказывается одним из инструментов контроля над этими ценностями. Становится яснее ясного, что органы госбезопасности решили распространить свой контроль и на эту сферу. Очевидно, предполагается создать еще некое ведомство: это будет одновременно и цензура, и идеологическое управление. Это претензии на контроль за всем – искусством, наукой, образованием, медиа.
Сергей Медведев: Вы ожидаете введения обладающего полномочиями органа идеологического надзора, а также юридических последствий?