Полный отчет по опросу инвесторов читайте на сайте Левада-Центра
Интерес к финансовым инвестициям как в России, так и в мире активно набирает обороты. По данным Мосбиржи число частных инвесторов на фондовом рынке России превысило 8 млн человек. Особый рост наблюдался в 2020 году в связи с падением процентных ставок по вкладам. Появление брокерских сервисов от ведущих банков снижает порог входа и стимулирует входить в сферу тех, кто привык доверять другим способам сбережений: депозиты и приобретение недвижимости. А стремительный взлет акций Gamestop означает, что действия игроков могут быть обусловлены не только финансовой выгодой, но и социальными потребностями. Исследовательская лаборатория Левада-Центра — Levada Lab — начинает серию исследований, посвященных инвестиционному поведению россиян.
Левада-Центр совместно с телеграм-каналами InvestFuture, MarketTwits, MMI, IF Stocks провел опрос инвесторов. В исследовании приняли участие 5800 респондентов, имеющих опыт инвестирования. Опрос проходил с 25 по 28 февраля 2021 г.
Самые популярные брокерские сервисы: Тинькофф Инвестиции, ВТБ Мои Инвестиции и Сбербанк Инвестор. Ими пользуются 53%, 30% и 20% опрошенных соответственно. Сервисами БКС пользуются 10% респондентов, а Открытие Брокер – 8%. Статистика по активным клиентам, предоставляемая Московской биржей, указывает на приблизительно равное число активных пользователей сервисов ВТБ и Сбербанк. Разница данных может быть обусловлена тем, что телеграм-аудитория может представлять более аудиторию, которая активно интересуется инвестициями и читает тематические ресурсы.
Какие брокерские сервисы вы используете? (в %)
Тинькофф Инвестиции | 53 |
ВТБ Мои Инвестиции | 30 |
Сбербанк Инвестор | 20 |
Мой брокер (БКС) | 10 |
Открытие Брокер Инвестиции | 8 |
Финам | 7 |
Альфа-Директ | 6 |
Фридом Финанс | 5 |
Альфа-Капитал | 2 |
ATON Trading | 1 |
Газпром Инвестиции | 1 |
Септем Капитал | <1 |
БК Регион | <1 |
МТС Инвестиции | <1 |
Другое | 11 |
Не использую брокерские сервисы | 2 |
На выбор сервиса оказывают влияние прежде всего легкость использования, лояльность банку, широкий выбор инструментов, удобство пополнения счета, низкая комиссия, высокий уровень надежности. Исследование показывает, что отношение пользователей к сервисам разнится. Так, «Тинькофф Инвестиции» чаще выбирают из-за его доступности, простоты освоения. «Сбербанк Инвест» и «Альфа-Директ» чаще выбирают пользователи банковских сервисов этих компаний.
Что повлияло на выбор используемых сервисов? (в %)
Легко разобраться, начать работу | 53 |
Являюсь клиентом этого банка | 51 |
Широкий выбор инструментов (акции, облигации и другое) | 47 |
Удобное пополнение счета | 43 |
Низкая комиссия на сделки | 41 |
Высокий уровень надежности брокера | 39 |
Удобно представлена информация по доходам, дивидендам, выплатам | 29 |
Наличие аналитических статей, комментариев | 16 |
Хорошая служба поддержки | 15 |
Рекомендации знакомых | 9 |
Автоматизация работы (подбор портфеля, акций) | 4 |
Другое | 7 |
Мы предложили респондентам в открытом вопросе описать проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе работы с брокерскими предложениями. Пользователи брокерских сервисов отмечали нехватку доступа к зарубежным ценным бумагам (10%), недостаточные возможности аналитики портфелей (9%). Также пользователи достаточно часто упоминали нестабильность работы приложений (7%) и пожелание меньших комиссий (5%). Треть респондентов отметила, что им «всего хватает» (26%). Чаще всех так отвечали пользователи сервиса «Открытие Брокер», а реже – пользователи Сбербанк Инвестор.
В целом пожелания респондентов можно объединить в три группы: улучшение инструментов аналитики (25%), расширении доступа к финансовым инструментам (22%) и совершенствование пользовательских интерфейсом (21%).
Чего вам не хватает в используемых сервисах? (в %, агрегированные по категориям данные открытого вопроса)
Инструменты аналитики | 25 |
Доступ к финансовым инструментам | 22 |
Удобство пользования интерфейсом | 21 |
Другое | 13 |
Все устраивает | 26 |
Степан ГОНЧАРОВ, Ольга КАРАЕВА
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.