Аналитика

Что, уже уходите? Как россияне относятся к отставке Путина в 2024 году

Недавние сообщения о страхах россиян по поводу ухода Путина с поста президента даже заставили Кремль выступить с успокаивающими комментариями. Возможно, однако, что угроза для власти исходит с другой стороны: общество как-то слишком охотно согласилось с неизбежностью скорой смены лидера, считает заместитель директора Левада-центра социолог Денис Волков

Уже второй месяц мы с удивлением наблюдаем, как перед нашими глазами быстро разворачиваются серьезные политические процессы. В середине января ушло в отставку правительство Медведева. Сформирован новый кабинет. Президент объявил о внесении поправок в конституцию и уже через полтора месяца внес на рассмотрение парламента многостраничный документ. Среди предложенных изменений — запрет занимать должность президента более двух сроков. Это ограничение, по-видимому, должно затронуть и нынешнего лидера, чьи полномочия истекают через четыре года.

Неожиданно вопрос о далеком 2024 годе оказался в центре общественных дискуссий. Владимир Путин активно участвует в этих разговорах и вроде бы намекает, что на посту президента оставаться не намерен. Одни рады такой перспективе. Другие предостерегают от этого шага: по их мнению, он чреват политической и социальной катастрофой. А что думают по этому поводу обычные граждане? Разобраться в этом помогают регулярные опросы общественного мнения.

Партия статус-кво

Как представляется, о катастрофе после ухода Владимира Путина с поста президента может говорить только та часть россиян, которых следует причислить к «ядерным сторонникам» президента. Согласно опросам, на сегодняшний день их насчитывается от четверти до трети населения страны (в зависимости от того, как формулировать вопрос о поддержке). Столько людей хотели бы, чтобы Путин оставался президентом и после 2024 года. Тревоги, связанные с его возможным уходом, — страх падения уровня жизни, нарастания хаоса и межэтнической напряженности, страх распада страны и снижения авторитета России на международной арене — концентрируются в первую очередь в этой части населения страны.

К этой группе прежде всего стоит отнести людей старших поколений, пенсионеров, людей без высшего образования, регулярно смотрящих телевизор и не пользующихся интернетом, живущих за пределами крупных городов; женщин среди сторонников нового президентского срока Путина заметно больше мужчин. Эти группы хорошо мобилизованы, дисциплинированно ходят на выборы и, как правило, голосуют за представителей власти. Их основная мотивация — «лишь бы не было хуже», желание «сберечь, что есть» и надежда на социальную поддержку от государства. В последние пару лет ими все чаще движет ощущение безальтернативности фигуры президента: можно было бы проголосовать за кого-то другого, но достойной замены они не видят.

Однако даже среди ядерного электората Владимира Путина далеко не все сильно переживают по поводу его возможного отхода от дел в 2024 году. В прошлом году, когда электоральные рейтинги Путина были выше нынешних, участники фокус-групп довольно спокойно рассуждали о его предполагаемой отставке по истечении президентского срока. Даже часть его симпатизантов высказывались в том духе, что после Путина положение дел будет «немного похуже», но никакой катастрофы не случится. Люди, скептически настроенные по отношению к президенту, тем более не печалились о его возможной отставке.

Партия перемен

Число желающих, чтобы через четыре года Владимир Путин сложил бы с себя президентские полномочия и ушел из политики, на сегодняшний день достигает одной трети населения. Их доля вплотную приблизилась или даже немного превысила число ядерных сторонников президента. Таких людей заметно больше среди москвичей и жителей городов-миллионников, среди граждан активного трудоспособного возраста (в том числе среди россиян предпенсионного возраста, не простивших президенту пенсионную реформу); их также много среди активных пользователей интернета. Они реже ходят на выборы, чем представители старших поколений, часть из них деморализована отсутствием «своего» кандидата.

Еще около трети россиян считают, что в 2024 году Владимиру Путину стоит сложить с себя президентские полномочия. При этом они не возражают против того, чтобы политик занял какой-нибудь ответственный государственный пост, от лидера «Единой России» до председателя Конституционного суда. Их вряд ли можно причислить к противникам Владимира Путина, но и в число его горячих сторонников они не входят. Эти люди настроены легалистски: если положено занимать президентский пост «два срока подряд», значит, через четыре года нужно уходить и «не надо цепляться за власть». Они благодарны президенту за проделанную работу, но хотели бы обновления. Вообще в разговорах людей на фокус-группах сегодня все чаще возникает тема усталости: респонденты отмечают, что «президент сам устал, и мы от него устали»; звучат слова о том, что Владимир Путин постарел, выдохся.

Стоит подчеркнуть, что подобные разговоры возникают прежде всего при обсуждении ситуации после 2024 года. По поводу прошлых заслуг Владимира Путина и текущего положения вещей в обществе по-прежнему преобладают положительные оценки президента: он поднял статус России на мировой арене, сохранил целостность страны, обеспечил какую-никакую экономическую стабильность (особенно по сравнению с экономическими перипетиями 90-х годов). Все это находит отражение в том, что одобрение текущей деятельности Владимира Путина на его посту держится сегодня на уровне 69%. За прошлый год этот показатель даже немного укрепился на фоне низкой инфляции и адаптации людей к новым условиям. Досрочной отставки президента большинство россиян не хочет; пусть все идет своим чередом, говорят респонденты. Однако как только взгляд обращается в будущее, вдруг оказывается, что почти две трети россиян хотели бы видеть во главе государства нового человека.

Транзит на тормозах

Падение популярности Владимира Путина, которое выражается главным образом в сокращении числа людей, готовых видеть его во главе государства на следующий срок, ставит под угрозу всю нынешнюю политическую систему. До сих пор она во многом держалась на высоком личном рейтинге президента, которым он делился с партией власти и ее кандидатами на региональных выборах. От уровня популярности Владимира Путина зависит и то, насколько гладким будет транзит власти после 2024 года, независимо от того, какое будущее президент задумал для себя самого.

В течение прошлого года наши респонденты не раз говорили о двух основных сценариях развития событий: Путин остается на посту президента — или уходит, но назначает преемника. Однако люди оговаривались, что в случае дальнейшего падения уровня жизни и снижения авторитета власти возможен «украинский сценарий» — имелся в виду не пресловутый Майдан, а победа на выборах оппозиционного кандидата. Поэтому продолжительное падение личной популярности Путина и готовности голосовать за него на президентских выборах — почти в два раза за минувшие два года — наверняка обеспокоило Кремль. В условиях высоких рейтингов можно было не предпринимать особых усилий для сохранения статус-кво, большинство россиян сами этого хотели. Но сегодня ситуация иная.

Все последние действия власти укладываются в логику задабривания основной массы населения. Национальные проекты призваны увеличить социальные расходы и если не повысить резко уровень жизни, то хотя бы уверить людей, что власть заботится о своих гражданах и делает для этого все возможное. Отставка правительства представляется не столько удалением непопулярных фигур, сколько технической необходимостью придать исполнению нацпроектов новый импульс. Поправки к конституции выглядят как намерение записать в основной закон все то, что может вызвать одобрение основной массы населения, и в первую очередь старших поколений: от бога и индексации пенсий до политических ограничений для владельцев иностранных паспортов. Это очень похоже на попытку патриотической и популистской мобилизации сторонников власти.

Параллельно предлагаются политические поправки, расширяющие полномочия президента; видимо, на тот случай, если не удастся остановить дальнейшего падения рейтингов первого лица. Все-таки до окончания нынешнего срока Владимира Путина остается более четырех лет, и нужно быть готовым ко всякому. Видимо, в Кремле решили, что к 2024 году у системы должны оставаться все возможности для обеспечения безболезненного транзита власти, независимо от того, насколько высокими будут к тому времени рейтинги президента, останется ли Владимир Путин во власти или уступит место новому человеку.

Ясно одно: с точки зрения властей предержащих этот процесс должен быть полностью управляем, случайностей и сбоев быть не должно. Отсюда такая активность: чтобы все осталось как прежде, приходится многое менять.

Оригинал

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):