ДВЕ АВИАКАТАСТРОФЫ. МНЕНИЯ РОССИЯН
В июле 2019 г. МИД РФ обнародовал заявление, в котором сказано, что озвученные в ходе пресс-конференции Совместной следственной группы (ССГ) выводы о причастности российских военных к катастрофе Boeing рейс МН17 Амстердам — Куала-Лумпур, потерпевшего крушение над Донбассом 17 июля 2014 года — «не могут вызвать ничего, кроме сожаления, поскольку в очередной раз в адрес российской стороны выдвигаются абсолютно голословные обвинения, направленные на дискредитацию Российской Федерации в глазах международной общественности».
Среди почти трех сотен погибших большинство – граждане Нидерландов. С тех пор и до сего момента никто не взял на себя ответственность за этот инцидент. В 2015 г. была проявлена инициатива по созданию международного трибунала, который бы этим занялся. Среди жителей России, по проведенному тогда Левада-центром опросу, 47% поддержали идею создания такого трибунала и участия в нем России. Опрос показывал, что они были уверены: трибунал установит непричастность России к катастрофе. (О вине не своей страны, а Украины заявляли тогда 8 из 10 россиян). Однако российская делегация наложила вето на решение Совета Безопасности ООН по созданию этого трибунала. Тогда под руководством Нидерландов была создана упомянутая в начале Совместная следственная группа, в состав которой Россия не вошла.
Следует напомнить, что с самого начала вооруженного противостояния в Донбассе Россия официально заявила, что она не является стороной в этом конфликте. Эта позиция не менялась с тех пор. Из этой установки с необходимостью следует, что ни российские вооруженные силы, ни принадлежащие им вооружения не могли находиться на территории ДНР и ЛНР и использоваться в боевых действиях. Именно такую позицию транслировали все российские СМИ. А международная следственная группа пришла к заключению, что самолет был сбит ракетой из зенитной установки российского производства, предоставленной российской армией в распоряжение вооруженных формирований самопровозглашенной Донецкой народной республики. Российская сторона первоначально выдвигала версию о том, что самолет был сбит истребителями ВВС Украины, в дальнейшем она стала настаивать на том, что эта зенитная установка уже давно находилась в распоряжении вооруженных сил Украины. В итоге в европейском информационном пространстве доминирует первая версия, в российском – вторая. Проводившиеся Левада-центром фокус-группы показали, что основная часть россиян принимает эту версию. Среди остальных определенная доля полагает, что истина еще не установлена, небольшая часть допускает, что установка находилась на территории ДНР и ею управляли либо российские военнослужащие, либо добровольцы или военнослужащие ДНР, и они сбили этот самолет по ошибке. Однако и носители этих точек зрения считали, что политически правильным будет выражать официальную позицию России. Поэтому подавляющее большинство именно так поначалу и отвечали в ходе проведенных Левада центром опросов на эту тему.
В Нидерландах родственники погибших требуют, чтобы были найдены те, кто виновны в гибели их близких, и чтобы они понесли ответственность за свои действия. Эти требования поддерживает государство и общественность. Обсуждается в том числе вопрос о том, что, по устоявшейся практике, сторона, на которой лежит ответственность за инцидент, выплачивает семьям погибших определенную компенсацию.
В связи с этим в Нидерландах специалисты из Лейденского университета и действующей при нем общественной организации «Окно в Россию» проявили инициативу и обратились в Левада-центр с просьбой выяснить, каковы позиции российской общественности по данной теме.
В октябре 2019 г., а затем повторно в январе 2020 г. Левада-центр задавал россиянам ряд вопросов, предложенных специалистами из Нидерландов. Ответы на первый из них приводятся в таблице 1.
Таблица 1
КТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ВИНОВАТ В КРУШЕНИИ БОИНГА MH17 В 2014 ГОДУ НАД ДОНБАССОМ?
Окт.2019 | Янв.2020 | |
Вооруженные силы Украины | 53 | 50 |
Добровольцы со стороны Украины | 6 | 7 |
Ополченцы Донбасса | 6 | 6 |
Добровольцы со стороны России | 1 | 1 |
Вооруженные силы России | 2 | 2 |
Другие | 4 | 2 |
Затруднились ответить | 28 | 32 |
Как можно видеть, позиции российской общественности, заявленные еще в 2014 году, в основном не изменились.
Вопрос о гибели самолета тесным образом связан с конфликтом России и Украины. Как известно россиянам, действия России были сочтены рядом стран Запада нарушением международно признанных законов. На Россию наложили экономические санкции, требуя от нее изменения политики в отношении Украины. Из многочисленных исследований Левада-центра известно, что большинство россиян считали и считают, что поддаваться этому давлению их страна не должна. Об этом же свидетельствуют ответы на соответствующие вопросы, заданные в октябре и январе.
Таблица 2
В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ СОГЛАСНЫ С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ: «РОССИЯ НЕ ДОЛЖНА НИЧЕГО МЕНЯТЬ В СВОЕЙ ПОЛИТИКЕ ИЗ-ЗА ЕВРОПЕЙСКИХ САНКЦИЙ»?
Окт.2019 | Янв.2020 | |
Полностью согласны | 51 | 50 |
Скорее согласны | 23 | 25 |
Скорее не согласны | 10 | 11 |
Полностью не согласны | 7 | 6 |
Затруднились ответить | 9 | 8 |
В свете этой установки ожидаемой является и реакция большинства россиян на воображаемую ситуацию отмены санкций в обмен на выплату Россией ущерба семьям погибших. Обсуждение этой темы на фокус-группах показало, что, вообще говоря, россияне расценивали бы выплату компенсаций как косвенное признание вины российской стороны в гибели самолета.
Таблица 3
В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ СОГЛАСНЫ С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ: «РОССИИ СЛЕДУЕТ ВОЗМЕСТИТЬ УЩЕРБ СЕМЬЯМ ПОГИБШИХ, ЕСЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОГО САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ БУДУТ ОТМЕНЕНЫ»?
Окт.2019 | Янв.2020 | |
Полностью согласны | 11 | 13 |
Скорее согласны | 13 | 17 |
Скорее не согласны | 25 | 22 |
Полностью не согласны | 40 | 37 |
Затруднились ответить | 11 | 11 |
Но, как выяснилось, есть условия, при которых большинство россиян готовы переменить свою позицию относительно возмещения их страной ущерба семьям погибших.
Таблица 4
В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ СОГЛАСНЫ С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ: «ЕСЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ПРИДЕТ К ВЫВОДУ, ЧТО В ГИБЕЛИ БОИНГА ВИНОВАТА РОССИЙСКАЯ СТОРОНА, РОССИИ СЛЕДУЕТ ВОЗМЕСТИТЬ УЩЕРБ СЕМЬЯМ ПОГИБШИХ»?
Окт.2019 | Янв.2020 | |
Полностью согласны | 29 | 33 |
Скорее согласны | 26 | 29 |
Скорее не согласны | 12 | 10 |
Полностью не согласны | 22 | 19 |
Затруднились ответить | 11 | 9 |
Опубликованные в Нидерландах эти результаты были восприняты как сенсация. Нам в России они тоже весьма интересны, поскольку для распространявшейся в последние два десятилетия морали характерно было мнение, что даже если ты виноват, признать вину – значит проявить слабость. Но в отечественной культуре есть и другая мораль. О ней свидетельствуют результаты опроса по случаю гибели другого пассажирского самолета, (сбитого ракетой тоже российского производства).
На этот раз это был самолет украинских авиалиний, он был сбит в небе над Ираном. Правительство Ирана первоначально отрицала причастность своей страны к инциденту, но затем признало, что самолет по ошибке сбили иранские военные.
В ходе опроса, проводившегося Левада-центром в январе 2020 года, выяснялось, что об этих событиях знают почти 90% россиян. Их позиция в отношении такого шага иранских властей стала известна из ответов на заданный тогда же вопрос.
Таблица 5
В ЯНВАРЕ ЭТОГО ГОДА В НЕБЕ НАД ИРАНОМ БЫЛ СБИТ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ УКРАИНСКИХ АВИАЛИНИЙ. ВЛАСТИ ИРАНА СНАЧАЛА ОТРИЦАЛИ, ЗАТЕМ ПРИЗНАЛИ, ЧТО ЭТО БЫЛА ОШИБКА ИХ РАКЕТЧИКОВ. С КАКИМ МНЕНИЕМ ВЫ СОГЛАСНЫ?
Янв.20 | |
Признать свою ошибку и вину — это признак слабости государства | 11 |
Признать свою ошибку и вину — это признак силы государства | 81 |
Затруднились ответить | 8 |
Среди всех социальных групп и слоев ответ о том, что признание совершенной ошибки и вины – это правильное дело для сильного государства, давало абсолютное большинство. Однако наибольшее стремление выразить эту позицию показали студенты, а наименьшее – руководящие работники.
Алексей ЛЕВИНСОН,
руководитель отдела социально-культурных исследований
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.