2020 год ознаменуется громкими коррупционными скандалами, отставками министров и массовыми протестами, считает большинство россиян. Это следует из данных «Левада-центра», с которыми ознакомились «Ведомости». Скандалов и отставок ожидают 66% (максимум с 2013 г.), массовых протестов – 45% (рост на 1 процентный пункт за последний год и на 10 п. п. – за два года). Заметно снизились за год ожидания экономического кризиса (на 8 п. п. до 49%), вооруженных конфликтов с соседними странами (на 11 п. п. до 23%) и войны с США или НАТО (на 5 п. п. до 14%).
В целом оптимизма у россиян прибавилось. Так, 63% из них (на 5 п. п. больше, чем в 2019 г.) считают, что новый год будет лучше предыдущего, лишь 55% (против 63%) опасаются, что 2020 год будет напряженным для политики, а напряженности в экономике ожидают 57% (год назад – 65%). При этом 65% россиян – и это тоже максимум с 2013 г. – полагают, что 2020 год будет спокойным для них лично и их семей.
Более оптимистичные ожидания от 2020 г. можно объяснить двумя факторами, говорит руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон: «Все, для кого на первом плане материальные условия жизни, полагают, что дела стали лучше – люди успевают адаптироваться к трудностям. Кроме того, есть и усталость от общего негатива. Второй фактор касается тех, кто следит за моральным климатом в стране, их оценки не столь оптимистичны, это касается справедливости в распределении доходов и свободы слова». Эмоциональный эффект от пенсионной реформы, которую люди называли одним из главных событий 2019 г., по-прежнему сохраняется, хотя экономического удара они пока не чувствуют, отмечает социолог. «Протесты рутинизируются, поэтому растет ожидание народных волнений. Разоблачение коррупционеров тоже стало рутиной, и люди считают, что такие скандалы продолжатся. За этим стоит убеждение, что высшее руководство страны – исключая президента и пару министров – насквозь коррумпировано и думает только о своем кармане», – говорит Левинсон. Последние международные события могут поднять тревожность россиян, но в обществе есть мнение, что «мы сильнее и нам ничего сделать не могут», что и наделяет людей спокойствием, добавляет он.
Люди склонны верить, что наступающий год будет лучше, и отвечают так из года в год, указывает руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Рост ожиданий был и по отношению к 2019 г. на фоне пенсионной реформы. То, что сейчас оптимизма несколько больше, можно связать с усилением социальной политики государства, программ льгот и поддержки семей». Более оптимистичная оценка своих перспектив по сравнению с делами в стране – тоже обычная ситуация для всех опросов, продолжает он: «Люди исходят из того, что на свою жизнь они способны повлиять в большей степени, тогда как на внешние процессы возможности, а иногда и желания влиять намного меньше». А вот в ожидании тех или иных событий значимой динамики нет, считает эксперт: «Респонденты чаще называют то, что и так происходит фактически. Например, скачок с 6 до 20% в ответах о возможности экономического кризиса пришелся на оценки ожиданий от 2015 г., т. е. когда кризис уже случился в 2014 г.». Ожидая коррупционных скандалов и отставок, россияне говорят именно о скандалах, а их за последние годы было множество, добавляет Бадовский: «Интерпретировать рост запроса на отставки нельзя. Люди экстраполируют то, что слышат о коррупционных скандалах, на будущий год. Так же и с войной: менее интенсивной стала война в Сирии, более спокойной – ситуация с Украиной, и уже меньше опрошенных ждут войны».