Субъективные мнения и оценки населения относительно социально-экономической ситуации в стране в 2019г. постепенно улучшались на протяжении года. К ноябрю потребительские настроения (индекс потребительских настроений – ИПН) выросли на 15% по сравнению с январем. Более общий показатель, отражающий весь комплекс мнений относительно развития ситуации в стране – индекс социальных настроений (ИСН) в октябре увеличился на 13% по сравнению с февралем 2019г. (Рис. 1)
Рисунок 1. Динамика индексов социальных (ИСН) и потребительских (ИПН) настроений
Динамика общественных настроений в 2019 году формировались по тем же законам, что и после шока пятилетней давности, положившего начало снижению уровня жизни большинства населения. После девальвации отечественной валюты в конце 2014г. и последовавшим за этим ускорением инфляции на потребительском рынке, замедлением роста экономики в целом, реальные денежные доходы людей сокращались на протяжении нескольких лет, правда, все менее значительными темпами. Именно это замедление негативных процессов, а также пересмотр нормативных ожиданий под влиянием затяжного характера экономических трудностей, оказались достаточным основанием для восстановительного роста субъективных настроений в 2016-2017 гг. на фоне не слишком благоприятной объективной социально-экономической ситуации.
Как и тогда, в первые месяцы 2019г. накопленные к началу года опасения не реализовались в полной мере, и уже сам этот факт стал источником позитивных перемен. Опыт 2016-2017гг. реанимировал навыки понижательной адаптации, которые сработали и в нынешнем году.
Общий фон начала 2019г. года был задан негативной информацией 2018г. – о повышении пенсионного возраста, увеличении налога на добавленную стоимость. В прошлом году эти решения вызвали значительное ухудшение общественных настроений, подтолкнувшее ускорение инфляции на потребительском рынке, всплеск социального недовольства, протестные акции. Как и ожидалось, несмотря на то, что объявленные весной 2018г. столь непопулярные решения вступали в силу с 1 января 2019г., опасения и страхи общества в основном реализовались в 2018г. Сразу же после объявления решений индексы социальных и потребительских настроений резко снизились, настроения продолжали ухудшаться до конца 2018 года. В начале нынешнего года население убедилось, что дальнейшего раскручивания инфляционной спирали не будет (потребительский спрос населения уже до предела скован отсутствием роста реальных денежных доходов), практическая реализация решения о повышении пенсионного возраста коснулась немногих. И общественные настроения стали понемногу улучшаться.
При этом объективные данные о социально-экономической ситуации в стране по-прежнему не слишком благоприятны. Росстат в первой половине 2019г. фиксировал «околонулевые» изменения в динамике реальных денежных доходов населения – наиболее общего показателя динамики уровня жизни людей. К середине года число бедных людей в России немного увеличилось (численность людей, имеющих доходы ниже официально установленного прожиточного минимума), и это произошло впервые за последние несколько лет. Потребительская активность населения также снижается: согласно данным Росстата темпы увеличения розничного товарооборота скромнее показателей 2018 года, расходы населения на платные услуги вообще остаются ниже прошлогоднего уровня; население не стало больше сберегать. И только в начале осени Росстат вдруг сообщил, что по итогам третьего квартала реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 3% по сравнению с 3 кварталом прошлого года. Судя по комментариям ведомства, этот неожиданный результат может иметь в основном расчетный, технический характер (низкая база 2018г.). Сравнение реальных располагаемых денежных доходов не за три месяца третьего квартала, а за весь период с начала года показывает ту же «околонулевую» динамику – плюс 0,2% в 2019г. по сравнению с 2018г.
Однако в любом случае, статистические данные о динамике уровня жизни населения в 2019г. до сих пор не указывают на улучшение ситуации. А вот субъективные оценки в целом становятся более благоприятными.
При отсутствии позитивных объективных новостей улучшение субъективных оценок обеспечивается за счет фактора надежды. (см. Рис.2 и Рис. 3) Это выражается в более быстром росте тех частных составляющих сводных индексов, которые отражают ожидания на будущее. В индексе потребительских настроений – это надежды на рост материального достатка семьи в будущем, в индексе социальных настроений – упования на улучшение социально-политической ситуации в стране, действия властей. Этот феномен переноса позитивных перемен на внешние, менее контролируемые факторы, был характерен для 2016-2017гг.
Рисунок 2. Динамика компонент индекса потребительских настроений
Рисунок 3. Динамика компонент индекса социальных настроений
В нынешнем году складывается более сложная конструкция формирования субъективных оценок. Помимо упований на внешние обстоятельства, люди одновременно находят источники будущего улучшения в сегодняшнем дне и собственной повседневной жизни. Рост потребительских настроений в 2019г. связан еще и с тем, что люди отмечают положительные изменения в текущей ситуации на потребительском рынке – стабилизация потребительских цен делает его более привлекательным для покупателей (однако дефицит денежных доходов сдерживает реализацию этих позитивных оценок в росте платежеспособного спроса).
В структуре формирования социальных настроений в 2019 г. (по индексу ИСН) важно отметить закрепившееся лидерство частного индекса семьи – со второй половины прошлого года эта составляющая сохраняет максимальные относительные значения. Это означает увеличение относительной важности наиболее близких и лучше оцениваемых факторов в формировании общего градуса социальных настроений, делает сводный индекс теснее привязанным к контролируемым людьми параметрам собственной жизни.
Характерная для 2019г. более тесная связь позитивной динамики индексов общественных и потребительских настроений с составляющими, наиболее тесно связанными с повседневной жизнью людей – это примета долгосрочного и основательного характера изменений.
Улучшение настроений в 2019г. было устойчивым и имело восстановительный характер. В годовом выражении (т.е. в сравнении с аналогичным периодом 2018 года) потребительские настроения (ИПН) выросли на 12% и социальные (ИСН) – на 8%. Однако в прошлом году основное ухудшение субъективных оценок пришлось на летний период, поэтому до сих пор не достигнут уровень, который сложился в начале 2018г. в результате небыстрого восстановления социального и потребительского оптимизма в непростых условиях низких денежных доходов населения.
До сих пор еще сохраняется некоторое пространство для восстановительного роста субъективных индикаторов. Но в отсутствие положительных новостей, реальных признаков улучшения условий жизни и благосостояния людей, положительная динамика субъективных настроений образца 2019г. останется еще одним примером негативной адаптации, но не станет началом позитивного тренда общественного оптимизма, который способствует ускорению экономического развития страны.
Марина КРАСИЛЬНИКОВА,
член правления Левада-Центра, канд. экон. наук
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.