Рейтинг исследовательских компаний-2019 (волна 14)
В январе-феврале 2019 года Ассоциацией исследовательских компаний «Группа 7/89» была проведена 14-я волна инициативного исследования «Профессиональный рейтинг исследовательских компаний» (РИК–2019).
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
«Профессиональный рейтинг исследовательских компаний» (РИК) — инициативный исследовательский проект, который проводится Ассоциацией «Группа 7/89», начиная с 2004 года. Проект РИК, традиционно, преследует две основные цели:
- Профессиональное оценивание компаний–заказчиков полевых работ для организаций, размещенных в регионах России.
- Описание основных характеристик и наиболее показательных тенденций развития региональных рынков социологических и маркетинговых исследований.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В объект исследования, так же, как и в предыдущие годы, включались две категории компаний:
- Компании, дислоцирующиеся в регионах России, и работающие на рынке PO&MR (в том числе проводящие только проекты полного цикла).
- Компании (в том числе дислоцирующиеся в Москве и Санкт–Петербурге), выполняющие подряды на полевые работы по заказу других (как правило, более крупных) компаний.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛЕВОГО ЭТАПА
С точки зрения методики и организации, проект 2019 года практически полностью повторял исследование 2018 года. Так же, как и годом ранее, этап сбора первичной социальной информации был реализован с использованием онлайн–технологий (респондентам рассылались индивидуальные ссылки для заполнения анкет). Некоторые отличия от исследования 2018 года могут быть сформулированы в следующих предложениях:
- До 2017 года общий список оцениваемых компаний включал в себя не более 40 позиций. Использование онлайн–технологий позволило значительно расширить его (до 60 позиций в 2018 году и до 67 позиций в 2019 году). В 2019 году в список для оценки было включено несколько крупных региональных компаний (например, BIG из Екатеринбурга, ФСИ из Самары и ярославский «Социс»).
- Руководство полевыми работы осуществляли две компании, входящие в состав Ассоциации «Группа 7/89» ‑ «Лаборатория СМИТ» (г. Ижевск, Ирина Янковская) и «Коммерческие консультации и исследования» (г. Пермь, Татьяна Немтинова).
Полевой этап исследования проводился в период с 9 января по 1 марта 2019 года. Всего в ходе исследования было опрошено 222 компании, выполняющие подряды на полевые работы, в том числе 214 компаний, дислоцированных в регионах России (вне Москвы и Санкт–Петербурга). Такое количество опрошенных компаний является абсолютным рекордом (предыдущий рекорд был поставлен в прошлом году – 189 заполненных анкет).
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ
Исследовательские компании оценивались по пяти видам «ресурсов»:
- Финансово-экономический ресурс: оценка субподрядчиками финансовой выгодности работы по заказам столичной компании.
- Организационный ресурс: оценка организации совместной работы, ясности и четкости инструкций.
- Кадровый ресурс: оценка профессионализма, квалификации и этичности кадров компании, их возможностей реагировать на те или иные проблемы в «поле».
- Технологический ресурс: оценка возможности осваивать передовые технологии и методики исследований.
- Символический ресурс оценка возможности использования данного бренда для продвижения собственной компании («мы работаем с компанией NNN»).
Помимо вопросов об оценке компаний по пяти видам ресурсов, в инструментарий исследования были включены также вопросы об известности компаний, опыте взаимодействия с ними, а также вопрос, направленный на оценку «уровня комфортности» взаимодействия с компанией–заказчиком. При этом использовались следующие формулировки:
- «Какие компании, проводящие социологические и маркетинговые исследования (опросы общественного мнения), Вам известны? (имеются в виду, наиболее крупные, ведущие исследовательские компании, работающие в России)» — открытый вопрос, направленный на оценку показателей известности «Top of Mind» и «Unaided Awareness».
- «Посмотрите, пожалуйста, на представленный ниже список компаний. Какие компании из этого списка Вам известны? (отметьте все компании, которые Вам известны хотя бы по названию)» — показатель «Aided Awareness».
- «С какими из этих компаний Вам когда–либо приходилось работать в качестве Исполнителя или Заказчика или получать предложения о работе?». Вопрос используется для косвенной оценки активности работы в регионах компаний–заказчиками полевых работ для региональных исследователей.
- Вопрос, направленный на оценку «комфортности взаимодействия», был сформулирован следующим образом: «Как бы Вы описали возможности взаимодействия этих (тех, с которыми имеется опыт взаимодействия) исследовательских компаний с Вашей компанией?». Результирующая оценка представлена в шкале от «-1» («Независимо от адекватности запроса и методики эта компания работает с нами по принципу: «прислали работу – выполняй в срок и не задавай лишних вопросов») до «1» («Мы находимся с этой ИК в постоянном контакте, воспринимаем их как своих партнеров»).
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В табл. 1 представлены средние оценки столичных исследовательских компаний по объему располагаемых ресурсов. В итоговые рейтинги включены 40 компаний, наиболее активно работающих в регионах (у которых больше всего оценщиков).
Отметим еще раз – списки, приведенные в табл. 1 и табл. 2, представляют собой не «Top‑40» компаний. Компания, находящаяся на 40–м месте, оценена ниже всех компаний, из числа тех, которые наиболее активно работают в регионах. Компании в таблице упорядочены по величине итогового рейтинга (последний столбец таблицы).
На основании полученных оценок по пяти факторам был рассчитан итоговый рейтинг компаний, приведенный к 100–балльной шкале. Показатели совокупного рейтинга рассчитывались как линейная комбинация оценок по факторам (см. табл. 1) с учетом индивидуальных оценок значимости факторов (весов).
Формула для расчета итогового рейтинга исследовательских компаний:
Таблица 1. Оценки исследовательских компаний по объему ресурсов (10-балльная шкала) и итоговый рейтинг (100-балльная шкала)
## | Вид ресурса | Финансовыйресурс | Организационный ресурс | Кадровый ресурс | Технологический ресурс | Символический ресурс | Итоговый «Совокупный рейтинг» | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Оцениваемая компания |
Средний балл | Ранг | Средний балл | Ранг | Средний балл | Ранг | Средний балл | Ранг | Средний балл | Ранг | ||
Значимость ресурса | 43% | 16% | 17% | 13% | 11% | |||||||
1 | Левада-Центр | 7.8 | 3 | 8.5 | 1 | 8.8 | 3 | 7.8 | 5 | 8.7 | 4 | 85.1 |
2 | Ипсос Комкон / Ipsos Comcon | 7.8 | 2 | 8.4 | 2 | 8.6 | 6 | 8.2 | 2 | 9.0 | 2 | 84.0 |
3 | Фонд «Общественное мнение» | 7.9 | 1 | 8.2 | 7 | 8.5 | 10 | 8.3 | 1 | 9.1 | 1 | 83.0 |
4 | АС Консалтинг / AC Consulting | 7.1 | 13 | 8.2 | 8 | 8.6 | 7 | 7.3 | 14 | 7.6 | 15 | 80.9 |
5 | Институт социологии РАН | 7.0 | 15 | 8.3 | 6 | 9.0 | 1 | 7.8 | 6 | 8.6 | 5 | 80.9 |
6 | ВЦИОМ | 7.2 | 7 | 8.2 | 9 | 8.6 | 4 | 7.8 | 7 | 8.9 | 3 | 80.9 |
7 | О+К | 7.4 | 4 | 8.1 | 10 | 8.6 | 5 | 7.5 | 12 | 7.9 | 12 | 80.2 |
8 | Гфк Русь / GfK RUS | 7.0 | 14 | 8.0 | 15 | 8.2 | 18 | 7.6 | 9 | 8.6 | 6 | 79.3 |
9 | ЦИРКОН, Исследовательская группа | 7.3 | 5 | 8.4 | 4 | 8.9 | 2 | 7.8 | 4 | 8.4 | 8 | 78.7 |
10 | Инсомар | 7.3 | 6 | 8.0 | 13 | 8.5 | 9 | 7.3 | 15 | 8.0 | 11 | 78.5 |
11 | НАФИ Аналитический центр | 7.1 | 11 | 7.9 | 18 | 8.5 | 8 | 7.6 | 11 | 8.3 | 10 | 77.3 |
12 | ВАЛИДЕЙТА / VALIDATA | 6.8 | 20 | 8.0 | 16 | 8.5 | 11 | 7.3 | 16 | 7.6 | 17 | 76.7 |
13 | Эй Си Нильен / ACNielsen | 7.1 | 12 | 8.1 | 11 | 8.4 | 12 | 7.6 | 10 | 8.3 | 9 | 76.7 |
14 | Микс Рисеч / Mix-Research | 6.9 | 18 | 8.4 | 3 | 8.3 | 14 | 7.5 | 13 | 7.1 | 20 | 76.4 |
15 | Комкон Рисеч / COMCON Research | 7.0 | 17 | 8.3 | 5 | 8.3 | 17 | 7.7 | 8 | 7.7 | 14 | 76.3 |
16 | Индепс / Indepth | 7.1 | 10 | 7.7 | 24 | 8.1 | 22 | 7.3 | 17 | 7.1 | 23 | 75.1 |
17 | Точка роста / Tochka Rosta | 7.1 | 9 | 8.0 | 14 | 7.9 | 29 | 6.9 | 24 | 6.6 | 32 | 74.9 |
18 | АРМИ Маркетинг / A/R/M/I Marketing | 6.4 | 24 | 8.1 | 12 | 8.3 | 15 | 7.2 | 19 | 7.8 | 13 | 74.8 |
19 | ФДФ Груп / FDF Group | 7.0 | 16 | 7.7 | 22 | 8.0 | 23 | 6.4 | 36 | 6.7 | 27 | 74.7 |
20 | Мар Консалт | 6.8 | 19 | 7.8 | 20 | 8.2 | 19 | 7.1 | 20 | 6.9 | 24 | 74.5 |
21 | Кантар ТНС / Kantar TNS | 6.2 | 27 | 7.7 | 23 | 8.1 | 20 | 7.9 | 3 | 8.6 | 7 | 74.4 |
22 | Той-опинион | 6.3 | 26 | 7.8 | 21 | 8.3 | 16 | 6.9 | 23 | 7.1 | 22 | 73.3 |
23 | МИП | 6.7 | 21 | 7.6 | 25 | 8.1 | 21 | 6.9 | 25 | 6.8 | 26 | 73.2 |
24 | Божоле / Bojole Research | 6.5 | 22 | 7.4 | 30 | 8.0 | 27 | 7.3 | 17 | 7.3 | 19 | 73.1 |
25 | МаркетСенс | 7.2 | 8 | 7.5 | 26 | 8.0 | 24 | 7.0 | 21 | 6.9 | 25 | 72.0 |
26 | Аналитика | 6.1 | 29 | 7.5 | 27 | 8.0 | 26 | 6.6 | 32 | 6.5 | 34 | 71.4 |
27 | Фонд социальных исследований | 6.5 | 23 | 7.9 | 19 | 8.4 | 13 | 6.7 | 31 | 6.7 | 28 | 71.2 |
28 | МАСМИ / MASMI Russia | 6.1 | 30 | 7.3 | 31 | 7.8 | 31 | 6.9 | 26 | 7.4 | 18 | 71.2 |
29 | МАГРАМ / MAGRAM Market Research | 6.1 | 28 | 7.4 | 28 | 7.9 | 28 | 6.9 | 22 | 7.6 | 16 | 69.3 |
30 | МАРК Аналитик | 6.4 | 25 | 7.4 | 29 | 8.0 | 25 | 6.8 | 29 | 7.1 | 21 | 68.5 |
31 | Вектор Маркет Рисеч / Vector Market Research | 5.8 | 34 | 6.9 | 35 | 7.6 | 33 | 6.9 | 27 | 6.1 | 39 | 68.4 |
32 | АйЭрДжи / IRG | 6.0 | 31 | 7.9 | 17 | 7.9 | 30 | 6.2 | 38 | 6.6 | 30 | 68.2 |
33 | Фабрика маркетинга | 6.0 | 32 | 7.3 | 32 | 7.6 | 32 | 6.5 | 34 | 6.6 | 31 | 67.0 |
34 | Топ оф Майнд / Top of Mind | 5.8 | 33 | 7.0 | 33 | 7.5 | 34 | 6.4 | 35 | 6.6 | 33 | 65.9 |
35 | Башкирова и партнеры | 5.4 | 37 | 6.1 | 40 | 7.1 | 39 | 6.3 | 37 | 6.7 | 28 | 64.8 |
36 | Социс | 5.8 | 35 | 7.0 | 34 | 7.2 | 37 | 6.8 | 28 | 6.5 | 35 | 64.5 |
37 | Грифон-Эксперт | 5.6 | 36 | 6.4 | 37 | 7.2 | 36 | 6.2 | 40 | 5.9 | 40 | 63.6 |
38 | РАДАР | 5.1 | 38 | 6.2 | 39 | 7.2 | 38 | 6.5 | 33 | 6.2 | 37 | 63.1 |
39 | Астон Консалтинг / Aston Consulting | 4.8 | 39 | 6.8 | 36 | 7.5 | 35 | 6.8 | 30 | 6.3 | 36 | 62.2 |
40 | РОМИР | 4.5 | 40 | 6.3 | 38 | 7.0 | 40 | 6.2 | 39 | 6.2 | 38 | 61.0 |