Когда ты кого-нибудь критикуешь, то возникает чувство, что ты над ним возвысился. Еще выше тебя вздымает, если подвергаешь суду не одного человека, а целую категорию – например, социологов, проводящих опросы общественного мнения и замеряющих рейтинги президента и др. В зависимости от того, кому (кроме себя самого) ты хочешь понравиться, можно объяснить изъяны их деятельности тем, что они куплены (госдепом либо Кремлем). А можно тем, что просто халтурят. А можно даже их пожалеть – мол, сами-то они и честные, и старательные, но разве люди им правду скажут, особенно про начальство? Это ведь Россия!
Перед последним аргументом трудно устоять. И разоблачающий социологию возносится в недосягаемую высь. Он сам почти там же, где критикуемый им рейтинг в 86% (именно это число особенно часто вызывало негодование).
Объяснить, почему столь большая (иногда и более высокая) доля россиян давала положительный ответ на задаваемый ей вопрос об одобрении деятельности первого лица, в самом деле не просто. Раз так, не лучше ли согласиться, что они выражали это одобрение не по правде, а из боязни (ведь это, в самом деле, Россия!)
Но вот рейтинг стал снижаться – и сегодня уже на 20 пунктов ниже, чем те сакраментальные 86%. Надо это падение как-то объяснять. Версий, что оно от того, что Кремль и госдеп перестали социологам платить, почему-то не слышно. Объяснений, что социологи вняли критике и исправились, тоже не поступало. Может, в народе стало меньше опаски? Но с чего бы? Ведь Россия же…
Критики социологии приумолкли. Свои объяснения, почему рейтинг был так высок и держался так долго, мы давали не раз. А почему он вдруг снизился, тоже писали. И теперь никто не спорит, что это реакция общества на закон о пенсионном возрасте и на позицию президента в возникшей ситуации.
Итак, в октябре рейтинг Путина по его меркам не высок, но он практически не изменился с сентября (66%, было 67%), доля не одобряющих, как и была, – 33%. В общем, одобрения пока вдвое больше, чем неодобрения. В плюсе также губернаторы, в глубоком минусе кабинет и парламент.
Вот мнения двух самых крупных категорий респондентов. Более критическое отношение к институтам власти у рабочих. Там 60% недовольных деятельностью правительства и 63% – деятельностью Госдумы. Меньше всего негативных ответов сейчас поступает от пенсионеров. (Напомню: они менее всех негодовали по поводу изменения пенсионного возраста.) И теперь к Госдуме они снисходительнее, чем рабочие. Пенсионеры даже к правительству относятся взвешенно: позитива почти столько же, сколько критики. Наконец, среди пенсионеров минимум недовольных президентом (21%), а одобряющих – максимум (77%). Среди рабочих одобряющих его деятельность – 61%, отказавших ему в одобрении – 38%.
Затихли споры о рейтинге. Это, между прочим, значит, что за опросами сейчас снова следят и те, кто поверил было их «разоблачителям». И правильно делают, соцопросы у нас – основное средство для общества слышать самого себя.