Пресс-выпуски

Индекс потребительских настроений

Опрос проведен 19 – 25 июля 2018 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.

Потребительские настроения россиян продолжают ухудшаться – в июле по сравнению с маем Индекс потребительских настроений снизился на 6% до уровня 93 пункта.

Индекс потребительских настроений

(март 2008 года - 100%)

 
ИПН
03.200809.200812.200802.200905.200906.200907.200908.200909.200910.200911.200912.200901.201002.201003.201004.201005.201006.201007.201008.201009.201010.201011.201012.201001.201102.201103.201104.201105.201106.201107.201108.201109.201110.201111.201112.201101.201202.201203.201204.201205.201206.201207.201208.201209.201210.201211.201212.201201.201302.201303.201304.201305.201306.201307.201308.201309.201310.201311.201312.201301.201402.201403.201404.201405.201406.201407.201408.201409.201410.201411.201412.201401.201502.201503.201504.201505.201506.201507.201508.201509.201510.201511.201512.201501.201602.201603.201604.201605.201606.201607.201608.201609.201610.201611.201612.201601.201702.201703.201704.201705.201706.201707.201708.201709.201710.201711.201712.201701.201803.201805.201807.201809.201811.201801.201903.201905.201907.201909.201911.201901.202003.202009.202011.202002.202104.202106.202108.202110.202112.202102.202204.202206.202208.202210.202212.202202.202304.202306.202308.202310.202312.202302.2024
10095756264697276727573837877787782828282808484877774797881848081848482818484848590818081828079838280818185858380817976838280828489878385787878686363667075756966706964655763596465706967677268717172727676767576817774817987807575727280798081828468736974787575727574708082788488888885919096

Методика построения индекса потребительских настроений

Больше всего снижение субъективных оценок проявилось в отношении будущего – перспективная составляющая сводного индекса ИПН упала на 7%. Именно негативные ожидания развития экономической ситуации в стране, особенно в ближайшие 12 месяцев, стали основным источником разрастания пессимизма и пересмотра сегодняшних планов покупок и потребительских расходов. В мае позитивные оценки ближайших экономических перспектив страны давали 31% опрошенных и сохранялся положительный баланс оценок – оптимистические ожидания преобладали. В июле, количество оптимистов практически не изменилось (30%), но за счет увеличения в полтора раза доли ответов о том, что ближайший год будет плохим для экономики страны (с 21% до 30%) они утратили свое преимущество.

Ухудшение ожиданий на будущее влияет на сегодняшние решения покупателей – люди все чаще склоняются к мнению, что лучше воздержаться от покупок – в июне такой ответ дали 31% опрошенных. На протяжении последних полутора лет такое отрицательное мнение высказывали не более четверти респондентов, а в начале нынешнего года даже еще меньше – 19% (данные марта 2018 г.). Позитивный покупательских настрой способствовал росту товарооборота в стране даже в условиях продолжавшегося снижения реальных денежных доходов населения. Ухудшение субъективных потребительских настроений является предвестником снижения покупательского спроса.

В июле ухудшение оценок менее всего затронуло субъективные представления людей о материальном положении своих семей – текущие оценки почти не изменились, а ожидания на будущее снизились на 4%. Зато усилилась поляризация мнений – выросло не только число пессимистов, но и оптимистов. В предыдущие два года примерно 55- 60% респондентов не ожидали изменений в материальном положении своих семей в ближайший год, а в июле доля таких ответов снизилась до 45% (20% надеются на улучшения и 25% — опасаются ухудшений).

Ухудшение экономических ожиданий населения конечно же связано с планами по повышению пенсионного возраста, а также с решениями о повышении налогов. Негативные ожидания последствий этих мер распространились во всех слоях общества, а не только среди людей старших возрастов (см. рис. 1). Особенно остро отреагировали люди в активном трудоспособном возрасте (25-55 лет) – снижение ИПН составило 8-9%. И только самые молодые люди (в возрасте до 24 лет) не ухудшили свои потребительские настроения.

Рисунок 1

Обещание роста пенсий неработающим пенсионерам (пожалуй, единственный позитивный сигнал в связи с повышением пенсионного возраста) оказалось недостаточно убедительным аргументом даже для малоимущей части населения – среди людей малообеспеченных потребительские настроения в июле снизились более всего (минус 10%) (см. рис. 2). Потребительские настроения самых обеспеченных граждан в июле ухудшались вдвое более низкими темпами (минус 5%).

Рисунок 2

руководитель отдела изучения потребления и уровня жизни
Марина КРАСИЛЬНИКОВА

 

АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):