Опрос проведен 18 – 22 августа 2017 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
ВОТ СПИСОК КАЧЕСТВ, КОТОРЫЕ МНОГИЕ РОДИТЕЛИ ХОТЕЛИ БЫ ВОСПИТАТЬ В СВОИХ ДЕТЯХ. НАЗОВИТЕ ТРИ ИЗ НИХ, КОТОРЫЕ КАЖУТСЯ ВАМ САМЫМИ ВАЖНЫМИ? (респондентам предлагалась карточка с качествами; множественный выбор; ранжировано по августу 2017 года)
май.98 | май.00 | июн.07 | июл.10 | авг.14 | авг.17 | |
Умение добиваться своих целей | 40 | 43 | 47 | 48 | 49 | 47 |
Чувство ответственности | 32 | 37 | 37 | 41 | 36 | 36 |
Умение общаться с людьми | 34 | 35 | 33 | 38 | 38 | 35 |
Хорошие манеры и умение вести себя в обществе | 33 | 40 | 34 | 38 | 37 | 34 |
Добросовестность в работе | 30 | 30 | 31 | 30 | 27 | 34 |
Стремление к знаниям | 32 | 22 | 28 | 26 | 28 | 32 |
Умение постоять за себя | 32 | 32 | 38 | 28 | 28 | 29 |
Стремление к успеху | 15 | 14 | 22 | 20 | 20 | 26 |
Независимость | 19 | 16 | 21 | 17 | 16 | 19 |
Терпимость и уважение к окружающим | 23 | 24 | 27 | 29 | 22 | 17 |
Бережливость | 7 | 7 | 10 | 6 | 10 | 11 |
Верность и преданность | 11 | 11 | 14 | 12 | 9 | 10 |
Вера в Бога | 8 | 7 | 12 | 9 | 8 | 9 |
Послушание | 7 | 5 | 7 | 5 | 5 | 7 |
Воображение | 5 | 2 | 7 | 4 | 5 | 7 |
Другое | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Затруднились ответить | 4 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 |
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯШНЕЙ ШКОЛЫ КАЖУТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫМИ И ТРЕБУЮЩИМИ РЕШЕНИЯ В БЛИЖАЙШИЕ 5-10 ЛЕТ? (респондентам предлагалась карточка; множественный выбор; ранжировано по августу 2017 года)
авг.11 | май.13 | авг.17 | |
Рост дополнительных денежных затрат на обучение | 46 | 47 | 46 |
Низкое качество образования | 28 | 31 | 30 |
Отсутствие у учеников интереса к учебе | 34 | 38 | 30 |
Необоснованные нововведения в школьном образовании (например, ЕГЭ и пр.) | 27 | 20 | 28 |
Низкий уровень подготовки учителей, падение авторитета учителей у учеников | 25 | 29 | 25 |
Низкая дисциплина, распущенность учеников | 27 | 34 | 24 |
Имущественное неравенство учеников | 19 | 23 | 21 |
Плохая материальная база школы (плохие, не ремонтированные здания; отсутствие/недостаток компьютеров; недостаток спортинвентаря и т.п.) | 22 | 22 | 19 |
Рост наркомании, преступности в школе | 32 | 30 | 14 |
Слабая специализация, отсутствие профессиональной подготовки учеников | 7 | 14 | 13 |
Плохая обеспеченность учебниками | 12 | 12 | 10 |
Плохое отношение учителей к ученикам, казарменные порядки в школе | 8 | 10 | 8 |
Устаревшая система школьного образования | 4 | 9 | 7 |
Плохие, устаревшие учебники, не отвечающие современному уровню знаний | 3 | 7 | 6 |
Другое | 1 | 2 | 2 |
Затруднились ответить | 9 | 7 | 13 |
A. КАКИЕ ИЗ ПРОФЕССИЙ/ДОЛЖНОСТЕЙ ВЫ СЧИТАЕТЕ СЕЙЧАС НАИБОЛЕЕ УВАЖАЕМЫМИ В ОБЩЕСТВЕ? (респонденты САМИ называли профессии и могли назвать несколько; приводятся 20 наиболее популярных ответов)
B. КАКИЕ ИЗ ПРОФЕССИЙ/ДОЛЖНОСТЕЙ ВЫ СЧИТАЕТЕ СЕЙЧАС НАИБОЛЕЕ ДОХОДНЫМИ? (респонденты САМИ называли профессии; множественный выбор и могли назвать несколько; приводятся 20 наиболее популярных ответов)
А. НАИБОЛЕЕ УВАЖАЕМЫЕ В ОБЩЕСТВЕ ПРОФЕССИИ | В. НАИБОЛЕЕ ДОХОДНЫЕ ПРОФЕССИИ | ||
авг.17 | авг.17 | ||
Врач \ медик | 42 | Банкир \ банковский работник | 18 |
Преподаватель \ учитель \ педагог | 27 | Депутат \ политик | 17 |
Юрист | 10 | Бизнесмен \ предприниматель | 17 |
Военнослужащий \ армия | 10 | Управленцы \ чиновник \ госслужащий | 13 |
Инженер | 5 | Юрист | 12 |
Полицейский \ ГАИ\ ОМОН \ силовики \ ФСБ | 5 | Врач \ медик | 8 |
Банкир\ банковский работник | 5 | Полицейский \ ГАИ\ ОМОН \ силовики \ ФСБ | 8 |
Депутат \ политик | 5 | Директор \ начальник \ руководители | 7 |
IT-технологии \ программист \ компьютерщик | 4 | Военнослужащий \ армия | 7 |
Управленцы \ чиновник \ госслужащий | 4 | Экономист \ финансист | 6 |
Ученые \ научный работник \ академик | 4 | IT-технологии \ программист \ компьютерщик | 6 |
Строитель | 4 | Адвокат | 6 |
Экономист \ финансист | 3 | Строитель | 5 |
Бизнесмен \ предприниматель | 3 | Стоматолог \ дантист \ зубной техник | 4 |
Директор \ начальник \ руководители | 3 | Нефтяник \ бурильщик | 4 |
Адвокат | 3 | Бухгалтер | 4 |
Спасатель \ МЧС | 3 | Судья \ судебный работник | 4 |
Летчик | 3 | Работники нефтегазовой отрасли | 3 |
Рабочий \ рабочие специальности | 3 | Актер | 2 |
Актер | 3 |
Губернатор \ мэр* Певец \ шоу-бизнес* |
2 |
* Обе позиции набрали по 2,2%.
Ранее методически вопрос задавался по-другому, поэтому динамика общественного мнения не приводится. Но можно проследить иерархию уважаемых и доходных профессий.
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.