Почти четверть россиян согласны на уступки Западу ради снятия санкций, но большинство готово жить с ними и дальше
Максимума за последние 10 лет достигло число тех, кто считает, что Россия находится «вровень с самыми влиятельными мировыми державами», следует из январского опроса «Левада-центра». Сейчас так думает 41% респондентов (больше было только в январе 2008 г. – 45%), 37% с этим не согласны. При этом большинство опрошенных считает, что к России эти державы относятся как к конкуренту (39%) или даже врагу (30%). А вот к санкциям у россиян отношение двойственное. С одной стороны, растет (с 17% в мае 2016 г. до 23% в январе 2017 г.) число тех, кто считает, что Москва ради снятия санкций должна идти на уступки, с другой – увеличилось (с 58% год назад до 62% сейчас) и число тех, кто считает, что нужно настраиваться на жизнь в условиях санкций (см. график).
Люди привыкают к обстановке санкций и демонстрируют готовность и далее жить при них, надежды на быстрое избавление от санкций за два с половиной года развеялись, поясняет замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин: «С другой стороны, ослабление давления на Россию и выработанная за эти годы толерантность к давлению снижает остроту переживания конфронтации и готовность поддерживать позицию «проводить свою политику, невзирая на санкции». В то же время сменившаяся внешнеполитическая конъюнктура дает надежды на достижение некоего компромисса». Что же касается мнения о равенстве России с другими державами, то максимального распространения такие представления достигли на волне экономического подъема в 2008 г., но к 2015 г. этот показатель упал до минимума за последние 10 лет (27%), говорит социолог: «На это повлияла обструкция со стороны западных стран после крымских событий 2014 г. Но после того, как Россия вмешалась в Сирии, в представлениях граждан она стала возвращать свои международные позиции. Некоторые заявления нового президента США Дональда Трампа тоже укрепили ожидания, что России удастся вернуться к равноправному диалогу с окружающим миром». Долго ли сохранятся такие настроения – не ясно, но в настоящее время они есть, резюмирует Гражданкин.
Сейчас любое действие, которое можно интерпретировать как уступку со стороны Запада и успех президента, надо рассматривать как средство повышения рейтинга Владимира Путина, считает политолог Константин Калачев: «Нет ничего удивительного в том, что великодержавный шовинизм влияет на поведение людей, если учесть, что тема величия страны является доминантой пропаганды. Величие оправдывает трудности простого обывателя». А вот тема санкций большинству россиян не особенно понятна и они толком не знают, о чем идет речь, не сталкивались с тем, что можно воспринимать как результат санкций или контрсанкций, говорит эксперт: «Но, не зная деталей и тонкостей связи между санкциями и падением уровня жизни, они полагают, что такая связь есть, – и потому в их настроениях сочетаются лозунг «никто Россию не поставит на колени» и желание, чтобы все-таки уровень жизни так сильно не падал».