Влиять на политическую ситуацию с помощью митингов готовы лишь 10% россиян, такие данные приводятся в опросе «Левада-центра». Подавляющее большинство — 83% граждан — не готовы присоединиться к возможным акциям протеста. 79% и вовсе считают, что протестные акции в их городах, а также сельских районах маловероятны. Эксперты связывают низкую протестную активность населения с отсутствием социально-политических предпосылок к такого рода действиям.
Согласно данным опроса, проведенного в октябре этого года, протестный потенциал россиян остается на низком уровне. Граждане России не готовы отстаивать свои политические взгляды на улице. Большинство из них — 83% — скорее всего, не примут участие в политическом митинге, если такой состоится. В прошлом году этот показатель был еще выше — 85%. И только 10% соотечественников готовы присоединиться к массовому протесту с политическими требованиями.
Большинство россиян — 79% — считают маловероятным, что в их городе или деревне может состояться политическая протестная акция. В 2015 году так ответили 81% опрошенных. И только 14% и тогда и сейчас полагают, что забастовка, где будут звучать политические лозунги, возможна.
Наиболее вероятными акциями россияне считают организацию массовых выступлений с лозунгами против падения уровня жизни и в защиту своих прав. Правда, таких респондентов немного, всего 18%. Еще в феврале этого года так полагали 24% сограждан. Самый высокий показатель был зафиксирован в октябре 2013 года — 26%. При этом подавляющее большинство россиян — 76% — в результативность такого протеста не верят.
Еще больше граждан — 80% — и вовсе прошли бы мимо митингующих, оказавшись рядом. И только 12% присоединились бы к протестному движению.
Увеличилось число россиян, которые полагают, что забастовками ничего не решить, таких сейчас 32%. Еще 26% жителей России называют эту форму протеста крайней мерой, избежать которой в нынешних условиях иногда невозможно. 16% сограждан считает забастовку нормальным средством для решения проблем. И только 8% находят ее единственным способом добиться удовлетворения своих требований. Столько же россиян считают протестные акции недопустимыми в нашей стране.
Социолог «Левада-центра» Степан Гончаров отмечает, что люди, которые сейчас выходят на митинги, воспринимаются в обществе как «социально далекие» фигуры: их эмоции не совпадают с эмоциями большинства. А их лозунги, говорит эксперт, не встречают поддержки широких масс. Кроме того, по словам Гончарова, в российском оппозиционном движении отсутствуют харизматичные лидеры, за которыми люди готовы идти.
— Готовность к протестам растет с того момента, как они начинаются. То есть когда люди видят по телевизору или в интернете, что другие выходят на улицу, они готовы к ним присоединиться. Но только если не встречают жесткого подавления и понимают, что им за это ничего не будет, — прокомментировал социолог.
Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев считает, что народ сомневается в эффективности забастовок, потому что понимает, что часто они вызваны искусственным путем.
— В чем-то советское прошлое влияет. В советское время не было опыта решения проблем таким образом. Кроме того, с тех времен еще существует опасение, что, выйдя на забастовку, человек рискует потерять работу. Люди этого особенно боятся в условиях социально-экономической нестабильности. Очевидно, что эта боязнь делает их более осторожными, — говорит политолог.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал отмечает, что на данный момент никаких предпосылок для роста протестной активности в стране не наблюдается, наоборот, последние выборы в Государственную думу показали, что, во-первых, интерес к политической жизни страны у населения невысокий, а во-вторых, большинство всё же поддерживает курс действующей власти.
— Важно понимать, что за последнее десятилетие средний уровень жизни в стране существенно вырос, рейтинг президента находится на стабильно высоком уровне, и в этой ситуации вполне закономерно, что протестная активность россиян крайне низка, — утверждает эксперт.