Предвыборные дебаты не повлияли на решение большинства россиян на выборах Госдумы, следует из нового опроса Левада-центра. Больше половины (59%) опрошенных на вопрос, насколько сильное влияние на их выбор, за кого голосовать, оказали дебаты лидеров партий, ответили «никакого воздействия».
Впрочем, близкая цифра была и в 2011 году: тогда этот ответ выбрала половина россиян (52%). А в 2007 году ситуация была иной. «Довольно большое» и «очень большое» влияние дебаты оказали на почти четверть граждан (27%), а «никакого воздействия» — на каждого третьего (36%). Сейчас какое-либо влияние дебаты оказали только на 35% респондентов.
Эти данные коррелируют с реальной явкой на выборы, говорит замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин. «Явка была ниже 50%. Когда 35% говорят, что дебаты оказали на них влияние, это значит, что на большинство из тех, кто пришел на выборы, они повлияли», — объясняет эксперт.
Равнодушны россияне оказались и к телевидению, радио и газетам в предвыборный период. Наибольшее число опрошенных (23%) на вопрос, повлияли ли на их решение голосовать за ту или иную партию СМИ, сказали, что они не оказали никакого влияния. Эта цифра остается практически неизменной из года в год: в 2003-м, 2007-м, 2011 году так же отвечали 22% граждан. Однако столько же или больше в 1995 и 2003 годы говорили, что СМИ привлекли их внимание к выборам (24 и 23% соответственно).
Среди тех, кто смотрел дебаты, наибольшее число людей впечатлилось выступлением на них ЛДПР. 39% при множественном выборе опрошенных сказали, что представители этой партии выступали на теледебатах интереснее и убедительнее других. ЛДПР в этом вопросе стабильно опережает другие партии: в 2003-м и 2011 году она также оказалась самой популярной (24 и 47% соответственно). Только в 2007 году успешнее, по мнению россиян, оказалась «Единая Россия» (31%).
На втором месте сейчас — «Единая Россия» (33%), после — КПРФ (22%) и «Справедливая Россия» (13%).
Самыми запоминающимися оказались предвыборные ролики «Единой России». Их отметили 18% опрошенных (можно было выбрать несколько вариантов ответа). Как писал РБК, партия власти в своих роликах использовала цитаты президента Владимира Путина и его закадровый голос.
«Единую Россию» же респонденты назвали наиболее активной в последнюю неделю перед выборами (18%). В последнюю неделю перед выборами «Единая Россия», стараясь остановить падение своего рейтинга, акцентировала свою связь с Путиным, сообщал РБК.
Опрос проводился 23–26 сентября 2016 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Исследование проводилось на дому у респондента методом личного интервью.